Будь в курсе
событий театра

Анатолий Стрельцов: У нас, на Иркутской земле

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати
Мы беседовали с директором Иркутского академического драматического театра имени Н.П. Охлопкова Анатолием Андреевичем Стрельцовым в шумные дни Международного театрального фестиваля современной драматургии имени Александра Вампилова, идейным вдохновителем и генеральным директором которого он является. Вероятно, Стрельцов – самый знаменитый человек в Иркутске: «Заслуженный работник культуры Российской Федерации», «Почетный гражданин города Иркутска», обладатель Знака отличия «За заслуги перед Иркутской областью». Его театр – это родной дом, который он много лет выстраивает, развивает и пестует, сохраняя в нем лучшие традиции отечественной культуры. Ведь это старейший театр в Восточной Сибири. И Вампиловский фестиваль, проходящий здесь уже одиннадцатый раз, давно стал центром притяжения для самых разных театров страны и зарубежья, а также для знаменитых писателей, драматургов, критиков и деятелей театра.
 
— Анатолий Андреевич, вы известны всему театральному миру как создатель знаменитого вампиловского фестиваля… 
 
— Ну почему же именно я? Есть огромное количество людей, влюбленных в его творчество. Когда я приехал в Иркутск, еще в 1981 году, в качестве заместителя директора Театра им. Н.П. Охлопкова, я понял, что в этом городе аура Вампилова постоянна, его помнит множество людей, которые знали его лично, потом появились те, что вдохновились его творчеством, и их с годами становилось все больше. Раньше ведь театральных фестивалей было совсем мало. И мы устраивали в дни рождения Вампилова различные посиделки, организовывали вампиловские дни, «Байкальские встречи у Вампилова», начавшиеся еще в 1997 году… А потом родилась идея создания Международного вампиловского фестиваля. Он был не выдуманным, он был очень естественным, родившимся из желания изучать Вампилова, пропагандировать Вампилова, стремиться к Вампилову… И на эти фестивали приезжали знаменитые писатели, известные всему миру люди… Когда-то я помог моей однофамилице, москвичке Елене Стрельцовой издать ее собственную книгу о Вампилове. С нашей помощью была издана в серии «ЖЗЛ» и книга Андрея Румянцева «Вампилов».
 
— А до этого вы ведь начинали как актер и играли в Ростове-на-Дону, Таганроге, Новочеркасске, Ярославле, Архангельске?
 
— Да, я начинал когда-то как актер. Но тогда были иные времена. Тогда и о театрах, и об актерах государство заботилось больше. Актерам в провинции давали квартиры, а потому они могли мигрировать по стране, переходить в другие театры, и вообще их жизнь была намного стабильнее.
 
— Я впервые приехала на ваш фестиваль, и вижу, что именно вы — главный человек на его арене: вы открываете и закрываете фестиваль, вы принимаете гостей, вы проводите все мероприятия, вы ведущая фигура на актерских клубах и капустниках… словом, вы ежеминутно в центре событий! Но рядом с вами нет вашего режиссера…
 
— Да сегодня у нас уже полтора года действительно нет главного режиссера: наш Геннадий Шапошников теперь работает в московском Театре на Покровке. И мы сейчас, конечно же, находимся в поиске режиссера для нашего театра — но именно такого, который бы понимал его специфику и знал, куда ему двигаться дальше. А с Шапошниковым мы работали хорошо, и то ценное, что есть сейчас у нас, связано именно с ним. Мы выпустили два актерских курса для нашей сцены и поставили много хороших спектаклей, и смогли правильно сформировать труппу, не забывая наше старшее поколение и любя его, обеспечивая прекрасными ролями. И мы привозили спектакли Шапошникова в Москву — «Колчака», «Последний срок».
 
— Шапошников же еще при Сергее Арцибашеве начал ставить в Театре на Покровке — например, я видела у него там чеховскую «Чайку».
 
— Замечательный был спектакль, и особенно мне понравилась главная героиня, которую играла Татьяна Швыдкова!
 
— А есть сейчас какие-то проблемы у вашего фестиваля?
 
— Вы знаете, самые серьезные проблемы заключаются в том огромном документообороте, который приходится сделать для того, чтобы что-то осуществить. Нужно провести торги на билеты, провести торги на рекламу, на гостиницу, на питание… сейчас документация и оформление какого-то дела занимают больше сил, нервов и времени, нежели само дело — а это действительно настоящее сумасшествие! На нашем фестивале сейчас работают очень профессиональные люди, которые стойко и мужественно решают все эти вопросы, у нас действительно отличная команда во главе с Ольгой Николаевной Данилиной.
 
— На финал фестиваля вы поставили свой спектакль по Распутину «Прощание с Матёрой», которого все с интересом ждут!
 
— А в октябре мы сыграем его в Москве, в Малом театре.
 
— Ваша фестивальная программа необычайно насыщенна. Вампилова играют москвичи, петербуржцы, монголы, французы, итальянцы, Камчатка, Узбекистан. Современную драматургию привезли корейцы, японцы, театры из Черемхова, Кемерова и Минусинска (Алексей Песегов показал блестящий спектакль по Евгению Замятину «Колыбельная для Софьи»). И на вашем фестивале всегда работает высокопрофессиональное жюри. Как вы вообще относитесь к сегодняшней театральной критике?
 
— Если говорить о нынешней критике, то в ней, мне кажется, много проблем. Одна из них — зависимость критики. Вот я, как театральный директор, хотел бы, например, пригласить к нам критика, который осуществил бы честный анализ состояния нашего театра, существования его в нашем городе (где с профессиональной критикой достаточно проблемно). Может быть, критика как таковая на периферии умирает? За последнее время наши артисты отвыкли от настоящих критических разборов, и у них уже вообще нет в этом потребности. Вот наши пожилые актеры очень стремятся услышать обсуждения спектаклей, а молодые — они совсем другие, они привыкли к поверхностному репортерскому освещению спектаклей, этого им достаточно. Некая актриса знает, что она играет хорошо — и все, зачем ей кого-то еще слушать? Она не нуждается в театроведческих разборах. Да, самое страшное — это провинциальная гениальность. И это относится к общей деградации, происходящей во многих сферах нашей духовной жизни. 
 
И даже если взять наш с вами любимый журнал «Страстной бульвар, 10» — то по его материалам получается: ну все у нас так хорошо, все так прекрасно, все театры хорошие, и все фестивали великие, а все режиссеры чудесные — нет ли тут хотя бы доли фальши?
 
А вот на наших знаменитых классических произведениях я бы повесил табличку «охраняется государством», дабы их не переписывали, не переделывали и не искажали нынешние молодые деятели литературы и сцены.
 
— Эта позиция понятна: ведь в традициях вашего театра — опираться на лучшие образцы классической драматургии, пропагандировать культурное наследие своих земляков — А. Вампилова, В. Распутина, П. Маляревского, М. Сергеева. Да, Театр имени Н.П. Охлопкова — сибирский форпост лучших культурных традиций отечественной театральной школы. К сожалению, мы не можем остановить время, оно стремительно летит вперед, сметая все прежние базовые ценности. И сегодня, например, самые модные люди молодежной культуры — рэперы, во главе которых стоит питерский рэпер Гнойный (у которого есть еще два псевдонима — «Слава КПСС» и «Соня Мармеладова»). Попробуйте посмотреть и послушать их в Интернете — интересно, что вы тогда скажете?
 
— Иду я как-то весной по нашей любимой набережной Ангары. Гуляет много народу, и все дуют пиво. И мне грустно как-то стало, глядя на них. А потом я подумал: «Нет, Толя, подожди: в Иркутске где-то около 120-ти тысяч молодежи, а здесь ходят всего пять- шесть тысяч. Где же остальные?..» Словом, хочу вам сказать, что все это раздуто насчет того, что худшей части молодых так уж сильно много. Просто мы с вами всегда говорим: «Ой, ну с этим ничего нельзя поделать!» А вот мы организовали молодежное движение «Алые паруса». И молодые ребята — физики, химики, математики — ставят спектакли, устраивают различные чтения, создали конкурс «Звучащее слово», и с их помощью вся страна синхронно прочитала «Прощание с Матёрой»: читали из Иркутска, из Пскова, из Москвы, из Питера, из Крыма, даже из Мексики… (Этот проект назывался «Валентин Распутин. Читаем вместе».) Есть эти ребята, их много! Это серость и посредственность всегда объединяется, а талантливые более разъединены. Я думаю, что хорошей молодежи много — просто нам нужно ею заинтересоваться. Эти ребята, кстати, ходили в онкологический центр и с больными детьми делали мультфильмы. Еще они устраивают «Каникулы с охлопковцами»: мы берем в деревнях маленьких ребят, которые летом специально прочитывают произведения Вампилова, Абрамова, Распутина, а потом собираем их здесь, приводим в музеи, разговариваем с ними о живописи и музыке и, конечно, о театре; они неделю живут у нас, а потом уезжают к себе.  Это акция нашего театра.
 
Да ведь у нас около семнадцати социокультурных проектов! Литературные вечера «Этим летом в Иркутске», проект «Диалог: Театр-Вуз», образовательный проект «Арт-Мастерская», у нас есть Молодежный пресс-центр театра, есть культурно-образовательный проект «Молодежный творческий центр», есть благотворительный проект «Театр — детям»… Потому что мы — не просто театр, мы — творческий флагман Иркутской области. Мощный социокультурный и просветительский центр, формирующий культурное пространство города и области. На том стоим.
 
Автор: 
Ольга Игнатюк
13.12.2017