Будь в курсе
событий театра

Анатолий Стрельцов: Страна сильна гражданской позицией своих людей

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Директор Иркутского драмтеатра Анатолий Стрельцов – один из ведущих деятелей культуры Приангарья, чьи заслуги говорят сами за себя. Поэтому присвоение ему звания почетного гражданина Иркутска стало закономерным признанием заслуг, а вот его собственное решение – стать одним из трех сопредседателей регионального отделения Общероссийского народного фронта (ОНФ) – удивило многих.
 

О том, что эту колоссальную общественную нагрузку, о своем отношении к званиям и о ближайших планах театра он рассказал нашему корреспонденту.
 

– Анатолий Андреевич, каково это – чувствовать себя почетным гражданином?
 

– Немного неловко, но приятно, ведь я столько в этом городе пережил. С другой стороны, есть и более достойные люди, которые очень много сделали для Иркутска, и я не могу пока поставить себя на одну линию с Пинским, Комаровым, Шкуропатом, Говориным и другими. Звание очень ответственное, оно обязывает вновь совершенствоваться и подтверждать его своей каждодневной работой. Это, кстати, моя третья награда – в 1992 году я получил заслуженного работника культуры, а в 2000-м мне дали знак отличия «За заслуги перед Иркутской областью». В общем, я никогда к этому не стремился, ведь для меня самая большая награда – это когда я захожу в театр и вижу, что люди там искренне мне улыбаются. Я ведь и сам немного артист, поэтому хорошо чувствую фальшь. Правда, артисты надо мной теперь подшучивают, а супруга Наталия Королева иногда спрашивает: «А что у нас сегодня почетный гражданин города будет делать – мести двор и картошку окучивать?» В общем, даже если захочешь зазнаться – добрые люди не дадут!
 

– Многие из них наверняка не ожидали, что вы станете одним из трех сопредседателей регионального Народного фронта. Что побудило вас принять это решение?
 

– Для меня самого это было большим удивлением, поскольку я никогда ни в какой партии не состоял. Но мне сказали, что именно по этому параметру я – идеальный кандидат. Я всегда стремился помогать людям и считаю, что это недопустимая ситуация, когда они страдают из-за произвола властей. Должна существовать некая общественная формация, которая может отстоять интересы простых граждан, ведь страна сильна гражданской позицией своих людей. При сегодняшней экономической ситуации мышление многих из нас все больше становится рабским. Народный фронт – серьезный шанс что-то изменить.
 

– В том числе положение работников культуры?
 

– Недавно мы провели круглый стол на тему «Социальная защищенность работников культуры». Здесь очень много проблем. Например, жилье для молодых специалистов. В Кемеровской области им дают ипотечный кредит под 5% годовых. Почему у нас не могут найти такую возможность? И мы поставили этот вопрос перед правительством Иркутской области. Кроме того, мы до сих пор не можем определиться со статусом работника культуры. Разве это нормально, когда писатель вынужден работать дворником, потому что в стране нет его профессии? Проблем много во всех сферах, и задача ОНФ – сделать так, чтобы не народ работал на правительство, а наоборот.
 

– Думаете, это по силам Народному фронту?
 

– Почему нет? Если все решения правительства будут обсуждаться гражданским обществом, то мы приблизимся к цели. Принятие тех же лимитов на электроэнергию или включение оплаты за капитальный ремонт в квартплату удалось отложить именно благодаря работе ОНФ. Мы уже готовим круглый стол с управляющими компаниями и, прежде чем вводить оплату за капитальный ремонт, хотим спросить у них: куда пошли средства, которые люди 20 лет платили на текущий ремонт? Все проанализировать и увидеть реальную картину. В конечном счете, наша цель – выработать механизмы контроля за работой власти, поскольку в стране нет механизма отзыва недобросовестных чиновников.
 

– Может быть, нужно менять законы?
 

– Конечно, на мой взгляд, вся та законодательная база, которая была нам навязана американскими советниками, парализует жизнь страны. Например, закон о торгах, на который тратится масса денег, просто не эффективен. Ведь что создает условие для коррупции? Запутанная законодательная база. А у нас она усложняется с каждым годом.
 

– Сейчас редкий момент, когда патриотизм на подъеме.
 

– Происходит это во многом благодаря тому, что президент старается консолидировать российское общество при помощи различных гражданских инициатив. Ведь люди могут собраться вместе в двух случаях: либо отстоять свою независимость, либо создать что-то хорошее. В этом, кстати, очень серьезно преуспели в Советском Союзе, и как бы сейчас все это ни старались опошлить – у нас были грандиозные стройки и великие свершения. По сути, что такое патриотизм? Это любовь и гордость за свое Отечество. А подлинной она станет, когда мы будем испытывать это чувство не абстрактно, а заботиться о конкретных его жителях. Например, сможем молодым людям помочь с квартирой, и в отрасль культуры пойдут талантливые люди. Ведь им тоже нужно строить свою жизнь, содержать семью, а делать это на мизерную зарплату работника культуры иногда просто не реально.
 

– То есть принадлежность к ОНФ – это только общественная нагрузка, не требующая от вас вступления в партию?
 

– Конечно, нет. Но это не значит, что членство в какой-либо партии закрывает путь в ОНФ, просто мы не должны отстаивать чьи-то политические интересы. Нам даже не рекомендуют тесно общаться с властью, чтобы не получилось, что движение обслуживает бюрократический аппарат. Однако наши резолюции мы напрямую отправляем губернатору.
 

– При этом ОНФ фактически отчитывается перед президентом…
 

– Подчас с начальником ЖКХ труднее решить какие-то вопросы, чем получить адекватную помощь от главы нашего государства. Возникает большая гордость от того, что наша страна имеет такого лидера. Интересно, сколько же еще потребуется времени, чтобы всех чиновников сделать хорошими управленцами? Пока же 90% из них чувствуют себя более великими, нежели президент. И самое страшное – не то, что мы чувствуем себя рабами, а то, что они ведут себя как крепостники. Наверное, поэтому президент инициировал создание институтов, которые будут формировать гражданское общество и возвращать людям чувство собственного достоинства.
 

– Недавно был опубликован законопроект «Основы государственной культурной политики». Что вы о нем думаете?
 

– Он очень созвучен моему представлению о том, что за культуру и искусство для граждан должно отвечать государство. Ведь когда «Золотую маску» дают тому спектаклю, в котором присутствует обнаженка и половые акты на сцене, мне стыдно говорить, что это мое национальное. Потому что мое национальное – это спектакли Додина, пьесы Вампилова и произведения Распутина. Я считаю, что культура и искусство – стратегическая отрасль, не мене важная, чем, например, обороноспособность нашей страны.
 

– 2014 год объявлен в России Годом культуры, как на ваш взгляд, это повлияет на отрасль?
 

– В первую очередь нам нужно в этот год принять закон о культуре. И думать не о том, какие спектакли мы сыграем и выставки проведем, а о том, как сделать жизнь работников культуры лучше. Еще нужно изменить остаточный принцип отношения к культуре. Почему мы должны мириться с тем, что всегда есть нужды более важные, чем у нас? И подвижки к изменению этой ситуации уже есть. Даже в нашем городе многое изменилось к лучшему, и власть стала более доступна, нежели раньше. Надеюсь, что и мы доживем до этой прекрасной поры.
 

– Расскажите о ближайших планах театра.
 

– Со 2 по 6 августа мы будем проводить театральный фестиваль «В кругу семьи», тематика которого мне очень импонирует. Важно, что все детские спектакли у нас пройдут бесплатно, кроме того, на них мы будем привозить ребят из деревень Иркутской области. Потом мы поедем на гастроли в Южно-Сахалинск, а театральный центр им. Чехова приедет в Иркутск. Это обменные гастроли по гранту Министерства культуры РФ при поддержке правительства Иркутской области. 15 и 16 сентября мы принимаем у себя Театр на Таганке, который покажет в Иркутске и Зиме спектакль «Нет лет» по поэме Евгения Евтушенко. Потом мы откроем театральный сезон, а в октябре поедем на гастроли в Израиль. В общем, творческая жизнь в театре по-прежнему кипит.

Автор: 
Елена Орлова
11.07.2014