Будь в курсе
событий театра

«Алые паруса» над Байкалом

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

С 8 по 12 августа в лагере «Байкальский скаут», неподалеку от Большого Голоустного, работала арт-мастерская «Театральное пространство Байкала». Арт-мастерская стала кульминацией областного фестиваля молодежных любительских театров «Алые паруса». Из десятков любительских коллективов экспертным советом фестиваля были выбраны девять лучших, они-то и отправились на Байкал — творить, общаться и учиться.
 

Об арт-мастерской, ее особенностях, ее людях и чудесах рассказала Маргарита Подкорытова, руководитель Молодежного театрального движения под патронатом Иркутского академического драматического театра имени Н.П.Охлопкова.
 

— Это была уже третья арт-мастерская в Большом Голоустном. Как появилась идея так необычно завершать фестиваль «Алые паруса»?
 

— Нынешний фестиваль стал уже одиннадцатым. Каждый год мы пытались провести финал в какой-нибудь интересной форме: сначала коллективы приезжали в Иркутск, выступали на Камерной сцене Иркутского академического театра. Потом мы придумали формат молодежного театрального форума, на котором участники могли бы разрабатывать различные проекты.
 

Арт-мастерская прошла уже в третий раз, и, на наш взгляд, это наиболее удачная форма. Во-первых, коллективы собираются все вместе, приезжают на Байкал. А наше озеро формирует особую атмосферу, многие ребята вообще попадают сюда в первый раз. Например, в этом году были участники из Киренска и даже из казахстанского города Петропавловска — они вообще никогда не были на Байкале. К тому же мастерская подразумевает не только показ спектаклей. Это творческая лаборатория, где проходят мастер-классы, тренинги, режиссерские обсуждения, театральные капустники.
 

Программа очень насыщенная — четыре дня, с восьми утра до позднего вечера. Одна из организаторов — Ирина Булатова, участница народного театра «Диалог», психолог. Так вот она называет это «создать избыточную среду». То есть ты организуешь некую площадку, на которой происходит множество событий, и когда человек в нее попадает, то сперва втягивается, а потом начинает выбирать. Если даже участник не пойдет на все мероприятия, он обязательно найдет что-то, что подойдет именно ему, и у него не возникнет вопрос: «Зачем я сюда приехал?».
 

— Вы говорили про мастер-классы: несколько лет подряд на арт-мастерской работал Саша Прайс, немецкий режиссер. А какие гости посетили Байкал в этот раз?
 

— Саша приезжал к нам уже в третий раз. Три года назад он жил в России, выиграл грант и работал в Иркутске, в ИрНИТУ. Потом его грант закончился, и он уехал домой, в Гамбург. Но мастерской он вдохновился и продолжает с нами дружить — мы с ним списываемся обычно после Нового года, приглашаем, он отзывается. В этом году на арт-мастерской было представлено два направления актерского мастерства — актерская импровизация у Саши Прайса и «Мастерство актера» у московского режиссера Ильи Просекина. Илья давал нашу школу, вахтанговскую: предлагаемые обстоятельства, статичные мизансцены, работа над пословицами. А Саша Прайс представлял европейскую школу, основанную на импровизации.
 

Впервые у нас проводились коммуникативные тренинги, которые помогают наладить общение, создают ощущение команды, коллектива. И очень важна речь — с этим ребятам помогала преподаватель Иркутского областного колледжа культуры Татьяна Плотникова.
 

— Что в организации такого масштабного и необычного мероприятия самое сложное?
 

— В организационный комитет входят разные люди, и каждый отвечает за что-то свое. Я занимаюсь технической частью, проездом, проживанием. Ведь это очень большое мероприятие, нужно организовать программу на 150 человек. Это очень интересно. Когда ты участвуешь в создании творческого пространства, оно само тебе помогает.
 

— С какими задачами ребята сталкивались по ходу мастерской, какие способности, таланты им пригодились?
 

— Каждый театр приезжал на Байкал со своей задачей. Во-первых, достойно сыграть спектакль. Во-вторых, театр нужно было представить на вечере визиток. А потом, уже во время работы арт-мастерской, участники готовили капустник, который представляли на закрытии. Еще в программе есть мероприятие «Давайте посумерничаем» — когда основная дневная программа заканчивается, театры идут друг к другу в гости. Пространство арт-мастерской устроено так, что у каждого есть своя стоянка — палатки, костер. Вокруг этого костра коллективы и «сумерничают». Кто-то кормит гостей борщом и поет песни, кто-то проводит мероприятие.
 

Каждый участник, каждый театр отличается от другого,  у всех разные режиссеры, возраст коллектива, репертуар, территориальное месторасположение — Иркутск, Киренск, Братск. И хотя мы встречаем всех с одной установкой — вливайся в атмосферу, общайся, развивайся, каждый это делает по-своему. Наш посыл — чтобы после завершения мастерской у участников остался творческий импульс. В Иркутске театральное пространство насыщенное, а ребята из других городов находятся за его пределами. Поэтому ощущение, что нас много, что мы делаем что-то важное, — вот главное.
 

— Какие проекты родились на мастерской совместными усилиями ребят?
 

— На первой арт-мастерской мы придумали театральный десант — когда один театр приезжает в гости к другому и показывает спектакль. На второй — поняли, что нам нужна площадка, где любительские театры из разных городов могли бы играть круглый год. Так родилась идея Молодежного творческого центра (МТЦ), который открылся в прошлом октябре на базе Четвертой сцены Иркутского академического театра. Для любительских коллективов это маленькая гастроль, возможность приехать и выступить на серьезной сцене. На нынешней арт-мастерской мы обсуждали идею режиссерских творческих вечеров в МТЦ.
 

— К слову, о Молодежном творческом центре. Как он повлиял на работу арт-мастерской?
 

— Арт-мастерская длится всего четыре-пять дней, а МТЦ позволяет общаться непрерывно. Многие спектакли-лауреаты «Алых парусов» были показаны сначала на площадке Молодежного творческого центра, лауреаты уже знали чуть больше друг о друге, для них эти постановки не были чужими. Часто ребята, которые были участниками арт-мастерской, присоединяются к оргкомитету, и мы вместе работаем дальше.
 

— Какое самое яркое впечатление от последней арт-мастерской?
 

— Я всегда знаю, что будет в программе, знаю каждое мероприятие, но даже для меня есть элемент неожиданности. Организаторы тоже ходят «сумерничать», я пошла в гости к иркутскому театру «Ворона». И это было очень интересно — мы сели в круг и стали разговаривать о чудесах. Каждый должен был рассказать, какое чудо произошло в его жизни. Я стала слушать людей и поняла, что арт-мастерская — это возможность не только показать себя, но и увидеть другого человека. Многие ребята говорят, что в этом году все прошло особенно атмосферно, душевно. Было ощущение тепла, которое наполняло всех вокруг.
 

— На двух предыдущих арт-мастерских в репертуаре театров-лауреатов «Алых парусов» преобладали классические произведения, но в этом году много современных, неформатных пьес. По каким критериям театры попадают в финальный этап?
 

— У нас есть определенные критерии отбора, все театры оценивает жюри фестиваля. Туда входят профессионалы в своем деле — Светлана Жартун, Арнольд Беркович и один представитель Молодежного театрального движения, в этом году это была Татьяна Плотникова. Отбирают разные спектакли, но главный смысл фестиваля — совместная работа режиссера и актеров должна вести не к разрушению, а к созиданию, высокому, светлому, вечному.
 

Современные произведения порой очень искренне рассказаны, сделаны профессионально, кто-то удивительно тонко ставит классические произведения. Яркий пример — выступление народного театра «Диалог» и литературного театра «Слово» со спектаклем «Павлин» по рассказу Николая Лескова. Ребята из братского «Театра плюс» сами написали и поставили пьесу «Абонент». Она о нашем современном виртуальном мире. О том, как люди выпадают из реальности, и остаются две категории — «онлайн» или «не онлайн». И как важно все живое. Живое общение, чувства, трудности и возможность, преодолевая их, развиваться и оставаться человеком.
 

А один из самых молодых театров «Шаг вперед», школьники из поселка Мишелевка, поставил спектакль «От красной крысы до зеленой звезды» по пьесе Алексея Слаповского. Если почитать материал, то становится ясно — это простые вещи, о которых говорили и классики, но они рассказаны современными драматургами в сегодняшних условиях. Они тоже кристаллизуют ценности, которые сейчас нужны и понятны молодежи. Это любовь, дружба, ответственность, неравнодушие. Они есть в любом произведении, сыгранном на арт-мастерской. Сейчас много подходов к творчеству и искусству, и они имеют право быть, но мы выбираем свой путь. Путь созидания, вдохновения и единения.


Фото: Кирилл Фалеев

Автор: 
Андрей Мукин
31.08.2015