Будь в курсе
событий театра

Александр Гельман

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

На сцене Иркутского драматического театра новый автор — Александр Гельман. Если быть точнее, старшее поколение иркутян помнит постановку 1970-х годов «Мы, нижеподписавшиеся» по пьесе Александра Исааковича. Сегодня любителей театрального творчества ждёт премьера спектакля «Скамейка», которая состоится 5 мая на Камерной сцене театра (режиссёр-постановщик Сергей Тищенко). 

Написавший эти пьесы советский и российский драматург, сценарист, публицист Александр Гельман родился в 1933 году в Дондюшанах (Бессарабия, Королевство Румыния, ныне — райцентр Дондюшанского района Молдавии). 
В начале войны его семья была депортирована в бершадское гетто в Транснистрии, где погибла его мать. Младший брат и бабушка писателя погибли по пути в гетто в ходе так называемого «марша смерти»; в итоге из 14 депортированных членов семьи до освобождения дожили только он и его отец.

После войны Александр Гельман вернулся в Дондюшаны, где ещё три года учился в школе, потом поступил в профтехшколу трикотажников в Черновцах. Работал помощником мастера на чулочной фабрике во Львове и одновременно закончил десятый класс вечерней школы. После окончания Львовского военно-политического училища (сухопутных войск) имени Щорса (1952—1954 гг.) на протяжении шести лет служил в армии в звании старшего лейтенанта, был командиром подразделения 410-го полка Береговой обороны Черноморского флота в Севастополе (1954—1957 гг.), затем отдельного подразделения 39-го узла связи Камчатской военной флотилии Тихоокеанского флота (1957—1960 гг.) - именно тогда будущий известный драматург и сценарист начал публиковать свои первые очерки и рассказы. 

Затем в трудовой биографии Александра Гельмана были профессии фрезеровщика на заводе «Электроточприбор» (Кишинёв) и диспетчера 99-го СМУ 46-го треста «Главзапстроя» на строительстве нефтеперерабатывающего завода (Кириши). В середине шестидесятых, после окончания заочного отделения Кишинёвского университета, Александр Исаакович работал корреспондентом ленинградских газет «Смена» и «Строительный рабочий». 

В 1970 году в соавторстве с женой Татьяной Калецкой им были написаны сценарии для нескольких документальных фильмов, а также для игрового кино «Ночная смена». Широкую известность Александру Исааковичу принёс снятый в 1974 году по его сценарию фильм «Премия», за который два года спустя Гельман получил Государственную премию СССР. Позже сценарий был переработан в пьесу «Протокол одного заседания», поставленную в 1975 году Георгием Товстоноговым в БДТ и — под названием «Заседание парткома» — Олегом Ефремовым во МХАТе.

В середине 1970-х годов в Александре Гельмане нашёл своего драматурга ефремовский МХАТ, где были поставлены все его пьесы: помимо «Заседания парткома», «Обратная связь» (1977 г.), «Мы, нижеподписавшиеся» (1979 г.), «Наедине со всеми» (1981 г.), «Скамейка» (1984 г.), «Зинуля» (1986 г.). В 1994 году уже МХТ им. Чехова поставил и «Мишин юбилей». 
Его пьесы ставили театры более чем тридцати стран. В годы «перестройки» Александр Гельман пьесы уже не писал: вернулся в журналистику, вёл рубрику в журнале «Искусство кино», был политическим обозревателем газеты «Московские новости». Вновь возвратился к драматургии в начале 2000-х годов. Опубликовал также сборник стихов и несколько книг эссеистики.

Острые пьесы Александра Гельмана чаще всего имеют временной, «советский» оттенок. Чего нельзя сказать о «Скамейке». Текст, созданный тридцать два года назад, не устарел ни на йоту, поскольку не могут устареть отношения между мужчиной и женщиной. Мужчиной и женщиной, которые в непрекращающемся поиске счастья на несколько мгновений присели на скамейку отдохнуть. И встретились. Наконец-то.

Фото: 
из архива А.Гельмана
27.04.2016