Александр Братенков: «Долго не мог поверить, что я романтик»
Разработка сайта:ALS-studio
В гостях у Иркутского радиоканала побывал актер Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова, заслуженный артист России Александр Братенков. Ведущий программы «Театральные истории» Арнольд Беркович узнал, как начиналась актерская карьера Александра Братенкова и какие роли он считает наиболее значимыми в своей жизни.
— Прежде всего хочу поздравить вас с присвоением звания «Заслуженный артист России». Это замечательное событие случилось чуть более месяца назад, после 25 лет работы в Иркутском академическом драматическом театре имени Охлопкова. Хочу задать традиционный вопрос: «С чего начинался путь в театр? Кто ваши родители? Как они отнеслись к вашему выбору?»
— Моя мама фармацевт, и все мое детство проходило в аптеке среди таблеток, дистиллированной воды, гирек, которые ставили на весы, взвешивая порошки. Отец умер, когда мне было 11 лет. Помню, что работал он на экскаваторе и я сидел у него в кабине.
Уже после смерти папы, лет в 12, наверное, я слезно выпросил у мамы разрешение поехать во время каникул на экскурсию в город Куйбышев. Руководителем нашей школьной группы была учительница литературы Людмила Алексеевна Кузьменкова. И она спланировала нашу поездку так, чтобы сразу по приезде мы пошли на спектакль.
Я родом из небольшого поселка в Нижнеудинском районе. И это был мой первый в жизни выход в театр и первая поездка в большой город. Там я попал на постановку «Пигмалиона» Бернарда Шоу. Я влюбился в эту пьесу, в театр и решил, что обязательно буду актером.
Мама, конечно, такой выбор не одобрила. Однако после восьмого класса я все же попробовал поступить в театральное училище на курс к Валентине Александровне Дуловой. Но она меня не приняла. Пришлось вернуться в школу.
После 10 класса я, не особо раздумывая, поступил на математический факультет Иркутского пединститута. Отучился два курса и снова пошел поступать в театральное училище. Снова попал к Валентине Александровне Дуловой, но на этот раз все прошло успешно. На всякий случай еще два года проучился в педагогическом вузе заочно, пока окончательно не убедился, что без профессии актера жить не смогу.
— Когда я вас увидел в драматическом театре, то подумал, что на сцену пришел актер с довольно редким амплуа романтического героя. Ромео, Гринев, Гарольд… Но затем убедился, что вы не ограничились этим амплуа.
— В театральном училище я всегда играл характерные роли. Был единственный случай, когда на третьем курсе мне предложили исполнить героя-любовника в спектакле, поставленном Леонидом Альковым, «С любовью не шутят» Альфреда де Мюссе. Сам себя я долгое время не считал романтиком. Лишь когда в 2000 году в постановке Сергея Тищенко «Дикарь» на сцене Иркутского драмтеатра сыграл главную роль, а это как раз классический герой-любовник, то в моем сознании наступил перелом, и я принял себя в этом амплуа.
— Ваша работа в театре во многом связана с песенным творчеством. У вас любовь к песне была с детства или какой-то рабочий момент заставил запеть?
— Это из детства. Мама и папа всегда брали меня с собой на свадьбы, юбилеи, праздники. Отец играл на гитаре, а мама пела.
Сам я впервые запел на районном смотре художественной самодеятельности, когда учился во втором классе. Это была песня «Ой, вставала я ранешенько, умывалася белешенько». На меня надели фартук, дали в руки ведерко, платочек, на сцене стояла вырезанная из картона корова, а в подтанцовке были девочки из четвертого класса. Мы тогда победили. Еще помню, что через два года у нас построили новую кирпичную школу, где был радиоузел, и я по радио поздравлял педагогов с Днем учителя. На всю школу пел для них песню о том, что всем нужны друзья, даже воробьям.
В школе долго пел в хоре, вплоть до того момента, когда стал ломаться голос. Потом был перерыв, и вновь запел я уже в театральном училище.
— За 25 лет работы в театре вы сыграли сто ролей. Какие из них для вас наиболее значимы?
— В каждый спектакль вкладываешь частичку жизни… Если все-таки попытаться что-то выделить, то значима первая моя роль на сцене Иркутского драматического театра. Это был Сергей в спектакле «Село Степанчиково и его обитатели».
Вспоминаются, конечно, постановки, где я участвовал вместе с Виталием Венгером и Виктором Егуновым. Еще роль Ромео. Я репетировал, когда умерла мама, и эта работа меня вытаскивала из подавленного состояния. Конечно, незабываема особая атмосфера «Чайки», где были заняты и Венгер, и Королева, и Басин, и Двинская. И «Без вины виноватые», и «Дикарь», и «Пигмалион»…
С каждым спектаклем работать было все интереснее. А «Орфей и Эвридика», где нужно было петь! Да у меня тогда просто крылья выросли! Не могу не вспомнить спектакль «Собака», в котором я выступил и как режиссер, и как актер.
— Ваша жена тоже актриса. Собираются ли дети пойти по вашим стопам и стать актерами?
— Вспоминая собственный опыт, считаю, что дети должны сами делать выбор. Для меня было несколько неожиданно, когда старший сын решил пойти по родительским стопам. Он сейчас учится в Красноярске на четвертом курсе по специальности «артист театра и кино».
С младшим другая история — он грезит футболом, Суворовским училищем. Хотя актерской природы в нем больше, чем в старшем. Он так же, как и я в детстве, все время что-то разыгрывает…