Режим для слабовидящих Обычный режим

Актриса счастливой судьбы

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

К юбилею заслуженной артистки России Людмилы Слабуновой

В своей жизни мы встречаем много разных людей. Но кто-то проходит, не оставляя следа в нашем сердце, а кто-то остается в нем навсегда. Людмила Тарасовна Слабунова, заслуженная артистка России, актриса академического драматического театра им. Н.П.Охлопкова, - не только мастер сцены, но и добрый, отзывчивый, обаятельный и улыбчивый человек. Говоря о ней, я вспоминаю ее рассказ о начале войны, когда ей было 11 лет и немцы вошли в ее город. Тяжелы были подробности этого рассказа, голос ее то и дело прерывался, она останавливалась, чтобы прийти в себя. Девочкой она потеряла отца в страшной мясорубке оккупации. Потому такой страстно ожидаемой была встреча освободительной Красной армии. И все это звучало из ее уст как одна большая повесть о войне и о жизни.

Люда Слабунова родилась в хлеборобном, радушном украинском городе Луганске. Жили семьей не богато, но дружно и радостно. Любили друг друга, жалели, защищали, радовались успехам, печалились горестям, - и всегда вместе, сообща, всей семьей. Люда росла подвижной. Дралась и мирилась с мальчишками, лазала по заборам, играла в мальчишечьи игры и была заводилой во всех детских компаниях. С началом войны дети быстро повзрослели. Одна большая беда на всех – война - делала свое черное дело. Все чаще и чаще в дома приходили похоронки, и каждый переживал свое горе по-своему. Военное детство скорректировало ее характер. Ушла мечтательность, сентиментальность, но появилась твердость и отчаянная целеустремленность. Но вот война закончилась, и огромная радость переполнила людские сердца. Остро хотелось счастья, хотелось жить, верилось, что впереди будет только хорошее…

С самого детства Люда мечтала о театре, представляла себя в образах разных героинь. Эта любовь привела ее в художественную самодеятельность, а затем и в Харьковский театральный институт. Поступила без особого труда, потому что обладала особым артистизмом, не заметить который было невозможно. Приемная комиссия сразу обратила на это внимание, как и на ее кипучую энергетику, целеустремленность, чувство юмора, естественность, живость и красивые глаза «гарной дивчины». Здесь же, в институте, познакомилась и со своим будущим мужем, Александром Берманом, уже прошедшим войну. Первый красавец института, обаятельный сердцеед с магнетическим взглядом из-под черных бровей… Этот взгляд сразил ее наповал. Пришла первая любовь, она была взаимной и, как оказалось, - на всю жизнь.

С замечательным актером, заслуженным артистом России Александром Берманом они прожили много долгих, счастливых лет, отпраздновали даже свой золотой юбилей, но уход из жизни Александра Зиновьевича в 2004 году прервал их красивую долгую песню… Их жизнь была именно как песня. В ней были свои взлеты, свои минорные периоды, но каждый в ней исполнял свою партию, не вырываясь в солисты, чутко слыша голос друг друга, помогая, поддерживая, любя.

С первых шагов в театре Людмилу тянуло в стихию комедии, сатиры, к возрастным и острохарактерным ролям. Хотелось придумывать и изобретать каждой своей героине походку, жесты, грим, какие-то особенности и характерные привычки. Хотелось выражать внутреннее во внешнем. Ведь это давало большой простор фантазии. Хотелось накопленные наблюдения применить в образах, реализоваться в остром сценическом рисунке. Но режиссеры видели в ней поначалу только лирическую героиню, девушку «положительную во всех отношениях». Как-то в одном из спектаклей ей поручили небольшую роль, где можно было найти и сыграть индивидуальность, подчеркнуть смешные и интересные особенности персонажа. Роль получилась настолько яркой, что на конкурсе молодых талантов Людмила получила первую премию. Так она мастерски доказала, что может играть и возрастные роли, и комедийные.

Живо и радостно вспоминает актриса эти годы, свои первые шаги в профессии, вспоминает свою молодость, которая неотделима от жизни и судьбы мужа, Александра Зиновьевича. Она считает себя счастливой женщиной, которую не обошло ни семейное, ни актерское счастье. С мужем они работали во многих театрах страны: в Харькове, Донецке, Красноярске, Архангельске, Симферополе, Кемерово, Владивостоке, и везде у них были друзья и поклонники. В 1970 году судьба привела их в Иркутск. И именно иркутская драматическая сцена стал родной и самой любимой.

Первой ролью в нем стала роль Домны Пантелеевны в пьесе Островского «Таланты и поклонники». Тогда остро и радостно кольнуло в груди, ведь именно эту роль она играла в дипломном спектакле института. Так именно в иркутской драме сошлись зрелость актрисы и воспоминания о молодости, когда вся жизнь была, как белый лист бумаги, когда все было впереди, когда мечты и планы переполняли воображение.

И, надо сказать, эти мечты не были бесплодны. За время после окончания института прожита большая жизнь. Людмила Тарасовна выросла в яркую, характерную актрису, много играющую, не обделенную вниманием режиссеров, получившую звание заслуженной артистки России. Ее любят и уважают за мастерство, чуткость, внимание и отзывчивость, она умеет помочь и поддержать словом и делом. Именно такой ее знают много лет коллеги и друзья, такой ценят поклонники, которых у нее очень много. Вспоминается одна из любимых ролей актрисы, Софья Ивановна из спектакля «Пока она умирала» по пьесе Надежды Птушкиной.

-Спектакль этот много лет бил все рекорды по зрительской посещаемости, - говорит Людмила Тарасовна. - На спектакль приходили по два, три раза. Мне нравились моя героиня, мои партнеры. Вообще эта работа получилась. Этим спектаклем мы доставляли радость зрителям и сами играли его с удовольствием. Люди устают от чернухи, грязи, беспросветности. Они обретали надежду, когда смотрели этот спектакль. Конечно, это была сказка, и зрители это понимали, но людям нужны и сказки, особенно когда им тяжело. Это дает надежду, веру и силу что-то изменить в своей жизни, сделать ее лучше, ведь многое в ней зависит от нас самих, от нашей воли.

Жажда жизни и любви присуща и самой Людмиле Тарасовне, и ее героине из другого спектакля – «Деревья умирают стоя» по пьесе Алехандро Касона, где Людмила Тарасовна получила роль бабушки, женщины стойкой, несгибаемой в любых страданиях. Ее вера и воля были подобны тем старым деревьям в саду, которые умирали, но не сдавались и мужественно протягивали свои высохшие ветви к небу и солнцу.

Людмила Тарасовна - человек, как говорится, старой закалки. Пережившая войну и лишения, никогда не терявшая веры в людей, в добро, справедливость, в бескорыстную помощь, в саму жизнь.

Одной из последних, значимых и очень любимых ее работ стала для Людмилы Тарасовны роль Миронихи в спектакле «Последний срок» по повести Валентина Распутина. Сколько вложила актриса в нее своего личного, испытанного, пережитого, переплаканного… Но столько же и того, чего придумала для своей Миронихи вместе с режиссером Геннадием Шапошниковым уже как актриса. Она наполнила литературный персонаж плотью и кровью, вдохнула в него жизнь. Она ощущает это всякий раз, когда зрители в зале затихают и начинается спектакль. В темноте зала они смахивают слезы, когда идут сцены двух распутинских старух, Анны и Миронихи (в роли Анны народная артистка России Наталия Королева), таких простых и мудрых в своей простоте. Волны смеха, печали, размышлений идут от сцены в зал и возвращаются, усиленные энергией зрителей.

Этот удивительный по чистоте, теплу, эмоциям и атмосфере спектакль уже при жизни стал настоящей легендой. Обычно их слагают после того, как тот или иной факт истории уходит в прошлое. Мы же имеем дело со спектаклем-легендой, складывающейся на наших глазах. В нем, помимо сложившегося актерского ансамбля, замечательна атмосфера, а так бывает далеко не всегда. Режиссер Геннадий Шапошников чутким ухом художника услышал авторскую мелодику, уловил мысль и саму суть повести Распутина, а актеры вдохнули жизнь, сделали реальными персонажей, сумев почувствовать сердцем и понять эти сибирские характеры, поднять вселенские вопросы бытия. -Дело ведь не в географических условиях проживания, - говорит актриса, - так могут любить детей и жалеть их матери любой страны, и каждого человека всегда будут волновать вопросы нравственности, духовности, милосердия, человечности, сострадания к боли другого. Это общечеловеческие темы.

И еще, говоря об этом спектакле, хочу сказать, что в нем живет какая-то тайна и загадка, - продолжает Людмила Тарасовна. - Я до сих пор не могу ее разгадать. Этот спектакль магнетически притягивает к себе и актеров и зрителей. Я очень люблю этот спектакль и свою Мирониху; сколько могла, я вложила в эту роль, и она доставляет мне много радости, потому что встречаешься с хорошей литературой, которая обогащает, очищает, заставляет мыслить. Побольше бы играть в таких пьесах, и вообще работать, выходить на сцену, видеть лица своих зрителей и всякий раз мысленно повторять: Господи, как я тебе благодарна за такую судьбу!

Автор: 
Лора Тирон
20.08.2009