Актер, хранитель истории театра
Разработка сайта:ALS-studio
Охлопковцы отмечают юбилей Виталия Сидорченко
22 января академический драматический театр им. Н.П.Охлопкова отмечает юбилей одного из ведущих мастеров сцены, заслуженного артиста России Виталия Петровича Сидорченко. В свои семьдесят он обаятелен и красив: благородная седина не старит, а лишь подчеркивает выразительность его лица, его правильные черты. Притягивают взгляд голубые глаза -- в них появилась накопленная за эти годы мудрость, они по-прежнему искрятся молодостью.
Слушать и говорить с Виталием Петровичем чрезвычайно интересно. Сколько раз мы, на минутку остановившись в холле театра, у расписания, спеша по делам, обменявшись дежурными приветствиями и несколькими фразами, зацепившись словом за слово, подолгу не могли остановить начатый разговор, тем более что у меня для него всегда припасена парочка интересных вопросов. Он изучил историю театральной Сибири во всех тонкостях, написал историю Охлопковского театра. Он исследовал и изучал архивы, десятки часов просиживал в библиотеках, сопоставляя уже известные факты из истории сибирских театров с теми, которые он раскопал.
Когда театр был на гастролях в Санкт-Петербурге, Виталий Петрович все свободное время проводил в библиотеке: изучал и просматривал подшивки газет и журналов за XIX век, где и обнаружил в одной из статей сообщение об открытии в далекой Сибири, в городе Иркутске, драматического театра, и было это в 1850 году. Тем самым он выявил, что прежняя дата, а именно -- 1851 год, которая ранее бралась за основу, неточна, ошибочна, и эту ошибку он исправил.
Итогом его многолетней работы по изучению документов истории театральной жизни нашего города с 1790 по 1920 год явилась книга «Иркутская антреприза», которая читается на одном дыхании и любителями театрального искусства, и всеми, кто проявляет интерес к истории возникновения театра в Иркутске. Открываются совершенно новые факты, ранее не публиковавшиеся в печати, которые помогли проследить непростой путь становления и развития театрального дела в Иркутске с конца XVIII до начала XX столетия.
По истории театральной Сибири материалов не много, и его книга явилась большим событием и подспорьем не только для любителей и знатоков театра в Иркутске, но и для историков-краеведов, ученых-искусствоведов, студентов гуманитарных факультетов.
На счету Виталия Петровича и создание театрального музея, где собраны богатые материалы о спектаклях хлопковского театра, его актерах, режиссерах, его легендарных спектаклях и драматургах. Часть экспозиции отведена известному советскому режиссеру, начинавшему свой путь в Иркутске, --
Николаю Павловичу Охлопкову, чье имя носит театр. В музее бережно хранятся подлинные документы истории тех лет: старые афиши, программки, фотографии, а рядом -- экспонаты дней сегодняшних: грамоты, подарки, сувениры, в разные годы подаренные коллективами городов и стран, где театр побывал с гастрольными выступлениями.
Для меня стало открытием, что Виталий Петрович 33 года преподавал студентам театрального училища искусство накладывать грим! Сколько же он выпустил за эти годы учеников, скольких научил, воспитал, скольким раскрыл секреты…
Без Виталия Петровича сложно представить труппу Охлопковского театра. Для Сидорченко-актера в любой роли в первую очередь важна жизнь человеческого духа, интонация человечности, желание проникнуть в суть души и характера человека. Такова роль эвенка Еремеева из спектакля «Прошлым летом в Чулимске» по пьесе Вампилова в постановке Геннадия Шапошникова. Актер наполняет роль своим внутренним светом, сочувствуя своему персонажу. В его отрывистых фразах бьется живая мысль. Внешняя сдержанность и внутренняя насыщенность -- на этом контрасте актер строит свое существование в этой небольшой, но такой важной для автора пьесы роли.
Совсем иной характер -- роль мясника Никифора Пугачева из спектакля «Самоубийца» Н.Эрдмана в постановке Геннадия Гущина. Он наделяет персонажа хваткой, нахрапистостью, лицемерием, отсутствием духовного начала, человеком только материальных интересов. Его персонаж остается в памяти, выделяясь из множества других, быть может более ярко и выигрышно выписанных автором. Но в том и состоит мастерство актера, чтобы в любом, даже неброском персонаже разглядеть характер, вылепить его судьбу.
-- Я всегда стараюсь сочинить роль, выстроить действие и потом уже копать в глубь характера: почему этот персонаж так одет, почему так говорит, смотрит, смеется, плачет? Почему это любит, а то ненавидит? Я люблю роли, где можно эмоционально, сочно, ярко открыться, выплеснуть себя, свои глубинные чувства показать! Из более чем ста тридцати ролей у меня есть, конечно, любимые. Это Восьмибратов из «Леса» Островского, Телегин из чеховского «Дяди Вани», оба спектакля в постановке очень уважаемого мною режиссера Вячеслава Кокорина. Эти роли были и самим режиссером оценены как большая моя актерская удача, и критикой отмечены. Люблю роль Сысоя Псоича Рисположенского из пьесы Островского «Свои люди -- сочтемся» в замечательной режиссуре Валентины Дуловой, -- продолжает Виталий Петрович. -- Вообще я Островского очень люблю, считаю, что это мой автор, я его чувствую, он мне близок.
Сегодня вечером, на бенефисе по случаю юбилея, зрители увидят Виталия Петровича в спектакле «Деревья умирают стоя» А.Касоны в роли Фернандо Бальбоа.
Вы увидите, насколько мягок, интеллигентен, тонок актер в этой роли. По натуре пребывающий в постоянном движении, внешне он ровен и спокоен. Внутренний его монолог то и дело напоминает зрителю о нетипичности ситуации, разворачивающейся на сцене, о том, что в любую минуту может открыться затеянный им обман во благо. Но высоки цена и нравственный смысл придуманной им истории. И зрители понимают, сочувствуют ему и заговорщически поддерживают аплодисментами, выказывая свои симпатии.
Виталий Петрович умеет удивительно тонко чувствовать зал, слышать его дыхание. Вспоминаю спектакль, которого уже нет в репертуаре театра, но который оставил большой след в памяти зрителей и в работе над ним актеров театра. Речь идет о чеховской «Чайке» в постановке Аркадия Каца, известного режиссера, приглашенного на постановку. Виталий Петрович исполнял в нем роль Сорина, которую он тоже, кстати, относит к числу любимых. Он мог молчать, сидеть в кресле-каталке вполоборота к залу, уезжать в глубину сцены, почти выпадая из поля зрения, но его присутствие и напряженную душевную работу зритель все время чувствовал.
Все роли Виталия Петровича очень разные, он всегда умеет найти в комедии драматизм, а в драме юмор. Он -- яркая индивидуальность в общей палитре красок, если позволительно так выразиться о труппе, где собраны очень разные индивидуальности и где каждая -- уникального цвета, тона, яркости и насыщенности.
Служа в труппе Охлопковского театра более сорока лет, занимая в ней свое достойное место, он хранит лучшие театральные традиции и профессиональную культуру. Его любят зрители, уважают коллеги и друзья, с ним интересно работать режиссерам. Сам Виталий Петрович бодр, улыбчив, активен, полон планов на перспективу и положительно смотрит на наш меняющийся неспокойный мир. Он знает, что жизнь мудрее всех нас, что только она рассудит, поможет, успокоит, даст надежду и веру…
А завтра наступит новый день со своими новыми буднями и праздниками, и пускай в этом наступающем дне нашему виновнику торжества будет по-прежнему интересно жить, любить, работать. Пусть на душе у него будет всегда тепло и радостно.