Ахмат Байрамкулов о божественном предназначении театра
Разработка сайта:ALS-studio
Байрамкулов Ахмат Рашидович
ОКОНЧИЛ РЕЖИССЕРСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ЛГИТМИКА (1977). В 1977-80,1982-85 ГГ. РЕЖИССЕР-ПОСТАНОВЩИК ЛЕН. ТЮЗА, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ЛГИТМИКА.
С 1995 Г. — РЕЖИССЕР-ПОСТАНОВЩИК ТЕАТРА САТИРЫ НА ВАСИЛЬЕВСКОМ (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ).
В ИРКУТСКОМ АКАДЕМИЧЕСКОМ ДРАМАТИЧЕСКОМ ТЕАТРЕ ИМЕНИ Н.П. ОХЛОПКОВА ПОСТАВИЛ СПЕКТАКЛЬ «ОЧЕНЬ ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ»
ПО ПЬЕСЕ М. ЛАДО (2006 Г.). В СЕНТЯБРЕ 2013 ГОДА СДЕЛАЛ НОВУЮ РЕДАКЦИЮ СПЕКТАКЛЯ ПО ЭТОЙ ЖЕ ПЬЕСЕ С ДРУГИМ СОСТАВОМ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ.
Я как-то задал студентам каверзный вопрос, что означает слово «театр». Они замялись, а ответ в самом названии. «Теа» — значит «Бог». Театр — это Божественное искусство. Во всех своих компонентах. И назначение театра — Божественное. То, что сейчас упорно, планомерно, год от года, уничтожается в театре вообще, и в российском театре в частности. Театру, как Божественному искусству, идет на смену другой театр: театр красных фонарей, театр имени ненормативной лексики или сексуальной ущемлённости... Пожалуйста, но этот, Божественный, терять нельзя.
Может ли театр Божественного начала выжить сегодня? В такой сложной социальной и экономической ситуации?
С одной стороны, вопрос очень глубокий, а с другой стороны, мне очень легко ответить. Вот я вчера был в Божественном театре, я вчера смотрел спектакль «Последний срок». Может такое быть? Оказывается, может. Я этот спектакль видел шесть лет назад и сейчас. Дело в том, что я сейчас внутренне, человечески, — на распутье. Тот театр, которому я служил, его почти нет, надо куда-то идти дальше, а дальше куда идти, я не знаю. Это шаткая ситуация: не знаю, куда шагнуть, какой ответ, какая опора. Но все-таки эти опоры нужно искать не в самокопании, самоугрызении, самоедстве, потому что в самоедстве скушаешь себя, а потом перейдешь на других, надо работать, работать и в работе забыться и найти то, что является твоим предназначением, твоим Божьим заданием. Если ты правильно услышал Всевышнего... А может, не туда идешь, не к той цели. Только в работе можешь себя обнаружить.
Так вот, говоря о вчерашнем спектакле. Я увидел величие настоящее во-первых, Распутин, во-вторых, Наталия Королева. Она очень выросла с тех пор, это просто ваша гордость. И актерский ансамбль! Я увидел мощное старшее поколение, молодых — Настю Пушилину, Таню Буйлову. Они мне так понравились! Но все-таки отдельно я выделяю Наташу, Наталью Васильевну, как явление, и Распутина. Для меня это и есть пример духовного театра.
Притом что в зале (в тот день, когда я смотрел) были не театральные люди. Вот сегодняшний знак времени. Села одна рядом со мной. Я увидел в конце, как она хлопала. Я увидел ее заплаканные глазки. Потом. А в начале спектакля, когда идет замечательный текст, когда надо в него погрузиться, ее раздирает мобильник: она что-то кому-то посылает, что-то быстро шепчет. Телефон все время вибрирует. Я хотел сказать, девочка, у тебя экран светится, а мне это мешает. Но передумал. Тихо ждал. Возвращаюсь к педагогике. Поколение сейчас вот так же раздираемо между интернетом и всем другим. Не теряемо, а раздираемо. Мы теряем по крупицам. Боюсь, что коммерческий каток подомнет под себя. Театру было трудно и будет еще труднее. Но, в конце концов, театр победил ее (я имею ввиду свою соседку в зрительном зале).
Замечательно, что люди ходят в церкви. В мечеть, в синагогу и т.д. Но обязательно должен быть храм для светских. Вера как духовная составляющая человеческого бытия, она старше конфессий, вера была уже у первобытного человека. У него уже была совесть, он краснел от стыда. И мне кажется, театр призван удовлетворять вот эту потребность в вере, в надежде, любви и их сестре философии. Театр призван, но это очень трудное дело. Вот «Последний срок» — это тот театр, который востребован. Наш мир, он так полон искушений! Красоту как Божественное понятие подменила роскошь. Роскошь вместо красоты. Какие-то блестки, туманы, шумы, проколотые попки и носы. Никуда не деться. Искушение — тоже божье понятие. Оно было в веках. А сейчас просто такой пир, как не искуситься, как устоять! Возвращаюсь к девочке в зале. Театр выполнил свое предназначение. Я уверен, она в театр пришла одна, а ушла другая. Пусть на день, на два. Пусть. Все равно это будет тот грузик, который мы приносим в этот мир на сторону добра.
Я, приехав в ваш город, так к нему приковался! Конечно, выше Байкала для меня — это то, что здесь Толя и Наташа. Королева и Стрельцов. Они мои первые профессиональные артисты. Я с ними поставил свой дипломный спектакль «Муж и жена снимут комнату», где они играли главные роли, мужа и жену. И для них это были первые роли. И для них я был первым их режиссером. Это не забывается. О, это на всю жизнь, как первый поцелуй, первая брачная ночь. И эта связь с годами, слава Богу, не перетерлась, а сейчас даже укрепилась. Я чему рад еще был, кроме всего прочего? Тому, что Анатолий Андреевич сделал. Приведу в пример хотя бы вампиловский фестиваль, потому что все не охватить. Толя сделал Фестиваль! Как это организовано, как здорово эта машина работала в течение 10 дней! Это только в таком театре, в таком механизме, который создал Анатолий, мог пройти фестиваль, где четыре спектакля каждый день. Это просто замечательно! Я рад тому, что он выразил себя. И он продолжает, потому что за этой машиной все время нужно ухаживать. И Наташа! С одной стороны, Наташа не изменилась, осталась такой же, а с другой, выросла в выдающуюся актрису!