Будь в курсе
событий театра

90-е вернулись в новом спектакле драмтеатра

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

В минувший вторник на большой сцене Иркутского драматического театра имени Н.П. Охлопкова состоя­лась первая премьера 165-го сезона. Спектакль по пьесе Юрия Полякова «Халам-Бунду» поставил режиссер Геннадий Гущин, который предлага­ет зрителю со смехом относиться к недавнему российскому прошлому и еще раз убедиться в том, что любовь способна примирить всех.
 

«Халам-Бунду» — это слова свадебной песни одного аф­риканского племени, кото­рую напевают профессор сравнитель­ной мифологии Федор Тимофеевич Куропатов и его супруга Лидия Николаевна. Впрочем, пьеса Юрия Полякова, впервые поставленная на сцене иркутского драмтеатра, вовсе не об африканских племенах, хотя и они успеют сыграть важную роль в этой запутанной истории из жизни одно­го большого семейства и его окружения. В обшар­панную профессорскую квартиру неожиданно вваливаются бизнесмен, которого правильно бы­ло бы назвать бандитом, и его телохра­нитель. Угрожая пистолетом, они бе­рут в заложники всю семью и всех, кто случайно оказывается рядом. На дво­ре лихие 90-е, в окне маячит эмблема только что открывшегося в Москве «Макдональдса» рядом с вывеской кол­хозного рынка. Страна на пороге боль­ших перемен, и жертвы, сопутствую­щие им, неизбежны. «Новые русские» ре­шают свои проблемы заказными убийства­ми, и один из них (в классическом мали­новом пиджаке) как раз решил отсидеться в квартире своей быв­шей бухгалтерши, ко­торая отказалась под­делывать финансовые документы.
 

Писатель и драма­тург Юрий Поляков, по его собственным словам, созда­вая эту пьесу на рубеже веков, «хо­тел написать сатирическую вещь про непримиримый конфликт «новых» и «старых» русских, а сочинил историю любви, которая примиряет вражду, соединяет несоединимое и дает силы обживать будущее, каким бы неуют­ным оно ни было».
 

Для каждого взрослого человека 90-е годы прошлого века прошли по-своему трудно, это было время больших испы­таний и разочарований с одной сторо­ны, и радужных надежд и шальных де­нег– с другой. Кто-то с легкостью смог приспособиться к новому для страны капиталистическому времени, а кто- то до сих пор с любовью вспоминает времена СССР, когда все были равны. Именно такими непримиримыми геро­ями населил свою пьесу «Халам-Бунду» Юрий Поляков. Своеобразный срез российского общества, где есть предво­дитель дворянства, раздающий за плату звания графов и баронов; марксистка, убежденная, что социализм с человече­ским лицом есть единственно верный государственный строй; новый рус­ский, считающий, что главное в жиз­ни — это успеть обмануть, пока не об­манули тебя; челночница, пытающаяся прокормиться перепродажей дешевых турецких шмоток; спивающийся уче­ный-изобретатель; трусоватый телох­ранитель, пенсионер-профессор и чи­стая юная душа, не способная обмануть и предать ближнего.
 

Здесь нет отрицательных героев — у каждого своя правда, которую он готов защищать словом и делом, что и происходит, вплоть до рукопри­кладства и настоящей дуэли, однако автор, а вслед за ним и режиссер не делают из этого трагедии. Наоборот, Юрий Поляков и Геннадий Гущин предлагают посмеяться над всеми — по-доброму, без сарказма и злобы, как над детьми, которые ссорятся в песочнице из-за пустяка.
 

Пьеса устроена таким образом, что в ней практически отсутствуют второстепенные персонажи, поэто­му сам спектакль ценен, прежде все­го, великолепными актерскими ра­ботами. Неподражаемы Владимир Орехов, весь спектакль со стремянки восклицающий «Лииида!», и Елена Мазуренко — в роли его жены; обая­телен Александр Ильин в роли пью­щего простачка-изобретателя; брута­лен Степан Догадин в роли «нового русского»; по-настоящему уморителен Николай Дубаков с шикарными усами и троекратными поцелуями. Хороши в своих ролях и остальные артисты.
 

Фото: Анатолий Бызов

Автор: 
Антон Кокин
20.11.2014