Режим для слабовидящих Обычный режим

Олейник Тамара Викторовна

Версия для печатиВерсия для печати

Тамара Викторовна была принята в труппу театра после окончания Иркутского театрального училища в 1965 году. Юные лирические героини, которых поначалу играла Тамара Олейник, сменились глубокими характерами волевых и целеустремленных натур. Особое место в её творческой судьбе заняли образы Кураж в спектакле «Мамаша Кураж и её дети» Брехта, Настёны в «Живи и помни» Распутина, Кашкиной в спектакле «Прошлым летом в Чулимске» Вампилова, Валентины в «Иркутской истории» Арбузова. Актриса прожила на сцене более сотни женских судеб, в которых любовь, ненависть, страдания сформировали крепкую мировоззренческую позицию. Высочайшей выразительности достигла Тамара Олейник в работе над такими ролями, как Сваха в «Женитьбе», Генеральша в спектакле «Село Степанчиково и его обитатели», Коринкина в драме «Без вины виноватые», Мод в «Гарольде и Мод» К. Хиггинса и Ж.-К. Каррьера, Привратница в «Бедном Пьеро».

Сдержанно, вкладывая всю глубокую внутреннюю трагедийную силу, работает актриса в роли Графини в спектакле «Пиковая дама» по повести А. Пушкина. Её Графиня несёт за собой шлейф прожитой жизни, которая невидимой тенью стоит за ней. Это читается в её паузах, вдруг неожиданно  застывшей позе, взгляде, устремлённом в прошлое. В ней самой меньше всего мистики. Она реальна, осязаема и всем даёт понять, что умирать не собирается, но жизнь, оставшаяся в воспоминаниях, возвращается к ней вновь и вновь. Её Графиня не дряхлая старуха, выжившая из ума, она решительна и полна жизни, она красива в своём преклонном возрасте.
Актриса раскрывает глубину мыслей Графини, выстраивает характер, найдя в нём немало человеческих качеств, несмотря на её сумасбродность, капризность, жестокость. Тамара Викторовна  задаёт тон всему спектаклю, работая во взаимодействии, тонко чувствуя партнёров, настроение, атмосферу.

В спектакле «Ретро» А. Галина Тамара Викторовна играет Розу Александровну Песочинскую, бывшую балерину – ранимую, тонкую, трепетную, открытую, доверчивую к людям, доброжелательную и «беспросветно» романтичную особу. Становится даже странно, как такой «экзотический цветок», как она, дожила до преклонных лет в атмосфере нашей прагматичной, жестокой, циничной  и  лишённой сегодня всякого сентиментализма, жизни. На первый взгляд её бывшая балерина - беззаботна, даже смешна, она порхает по жизни, как бабочка, но когда мы подробнее и ближе знакомимся с ней, становится понятно, насколько эта женщина несчастна, одинока, беззащитна. Она и оказалась в этом доме, только чтобы, по возможности, найти родственную душу, чтобы хоть немного «погреться у чужого огня».

Актриса очень точно выстраивает линию поведения своей героини, находя нужную пластику, походку, манеру себя подать, манеру говорить. Её несколько экзальтированное поведение скрывает за собой горечь прошедших утрат, боль и трагизм. Даже просто неподвижно замерев в кресле – и это она делает не как все, а по-особенному. Именно такой Тамара Олейник предстаёт в спектакле «Деревья умирают стоя» А.Касоны в роли Бабушки. Кажется, что внутренний запас её сил и вдохновения неисчерпаем. Принять жизнь такой, какая она есть, и не показать окружающим, насколько тебе больно от осознания её несовершенства – это ли не проявление истинного благородства и сильного духа?

Её героиня глубока своей мудростью, добротой, отзывчивостью и всепрощающей Любовью. Актриса вкладывает в роль всё своё тепло и душевый свет, всю свою притягательную силу, и каждый, сидя в зале, мечтает о такой бабушке, которая прижмёт к груди, ласково положит свою мягкую ладонь на твою голову и сделаешься ты маленьким, слабым, беззащитным, снова очутившись в детстве… За каждым  образом актрисы  – не только талант, но и знание психологии людей, большое упорство, умение проникнуть в суть души и характера персонажа, ежедневная работа и самосовершенствование.

 

В щемяще-красивом, лиричном спектакле по пьесе Альдо Николаи «Немного нежности», ставшем премьерой прошлого сезона, Тамара Викторовна исполняет роль Нанды. Её героиня – многодетная мать, оставленная доживать свой век в доме престарелых, а также невольная свидетельница зарождения любви между соседкой и новым постояльцем. Нанда Тамары Олейник покорна судьбе, спокойна и естественна. Она свыклась со своей участью и не ропщет на судьбу, иронична, но в любое время готова подставить плечо оступившейся подруге. В этой истории именно Нанда становится золотой серединой, уравновешивающей любую ситуацию.

 

Звание «Заслуженная артистка РСФСР» Тамаре Олейник присвоено в 1978 г., звание «Народная артистка РФ» - в 2001 г. Тамара Викторовна - лауреат областного фестиваля «Театральная весна-94» (за роль Свахи в «Женитьбе» Гоголя), лауреат премии спонсоров за исполнение роли Коринкиной в спектакле «Без вины виноватые» Островского.

 

28 декабря 2012 года актриса была награждена юбилейной медалью «В память 350 - летия Иркутска» (знаком общественного поощрения Иркутской области).
 

Сыграла роли в спектаклях:

«Трехгрошовая опера»
«Доходное место»
«Интервью в Буэнос-Айресе»
«Валентина»
«Вечно живые»
«Орфей спускается в ад»
«Записки княгини Волконской»
«Аристократы»
«Ужасные родители»
«Макбет»
«Иркутская история»
«Три сестры»
«Мамаша Кураж и ее дети»
«Живи и помни»
«Любовь и голуби»
«Вдовий пароход»
«Круглый стол под абажуром»
«Звезды на утреннем небе»
«Царь Федор Иоаннович»
«Анфиса»
«Выходили бабки замуж»
«Женитьба»
«Темная история»
«Самое главное»
«Село Степанчиково и его обитатели»
«Без вины виноватые»
«Гарольд и Мод»
«Ричард III»
Фотоальбом: 

Пресса

Тамара Олейник – актриса с удивительной творческой судьбой. В галерее ее образов, созданный за годы служению театру, есть и мягкие, прекрасные барышни, и сильные, страстные властительницы дум и...
17.12.2017
Коллектив Иркутского академического театра им. Охлопкова поздравляет с днем рождения народную артистку России Тамару Олейник.Особое место в творческой судьбе Тамары Викторовны заняли образы Кураж в...
17.12.2016
На Основной сцене Иркутского академического драматического театра имени Охлопкова уже почти два года идёт спектакль «Немного нежности». В основе постановки − пьеса...
30.11.2016