Режим для слабовидящих Обычный режим

Крюков Александр Павлович

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

К моменту приезда в 1975 году в Иркутск за плечами у Александра Крюкова были Красноярское театральное училище и полтора десятка лет работы в театрах разных российских городов, в творческом активе – десятки разноплановых ответственных ролей. Уже дебюты его на охлопковской сцене (а самой первой была небольшая роль декабриста Якушкина в спектакле «Записки княгини Волконской» по Марку Сергееву) показали, что труппа обогатилась ценной индивидуальностью, актёром больших возможностей.

 

На редкость благодарны были сценические данные Крюкова: статная ладная фигура, открытое русское лицо, глубокий, богатый модуляциями голос. От всего облика артиста исходило ощущение силы, мужества, человеческой значительности – хотя раздумья, сомнения, даже рефлексия многим из его героев вовсе не были чужды…
 

Театр востребовал потенциал актёра в полной мере: за два десятилетия немного можно насчитать спектаклей, где бы он не был занят, необозримо широк был круг подвластных ему ролей.
 

Наверное, самым редким и ценным в театре всех времён было амплуа трагика. В 1977г. Крюков сыграл шекспировского Макбета в этапном для театра спектакле и убедительно показал этапы деградации крупной, незаурядной личности, вступившей на путь злодейства. Вскоре последовала сложнейшая и крайне редкая на русской сцене роль Фауста в трагедии Гёте, потом был возврат к Шекспиру – король Лир. В русских исторических трагедиях А.К.Толстого героями Крюкова были рыцарски благородный Иван Шуйский и страдающий сатрап Иван Грозный. Трагедийные роли его в советском репертуаре – полковник Берёзкин из «Золотой кареты» Леонида Леонова и Андрей Гуськов из повести Валентина Распутина «Живи и помни»…
 

Незаменим был артист и в очень важных в те годы для театра ролях «социальных героев», советских функционеров. Помнятся в его исполнении волевой, фанатично убеждённый в правоте своего дела чекист Громов из «Аристократов» Погодина, потом Василий Губанов, герой киносценария Габриловича «Твой современник» (в Иркутске спектакль назывался «Я должен идти»), «идейность» которого подвергалась уже более жесткой проверке жизнью, и, наконец, фигура заместителя министра Казмина из пьесы Дозорцева «Последний посетитель», переживавшего крах советских принципов и советской системы руководства…
 

А наряду с «чиновными» ролями Крюков все годы увлечённо играл простых, скромных русских мужиков (если угодно, по старой терминологии – «рубашечных героев»): от Егора Полушкина в повести Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» до целой серии шукшинских «чудиков» в спектакле «Характеры», от попавшего в беду Кузьмы в «Деньгах для Марии» Распутина до согрешившего ненароком Василия в пьесе Гуркина «Любовь и голуби»…
 

Любовно воплощая такие замечательные качества русского национального характера, как жизнестойкость и кристальная честность, доброта и простодушие, артист с юмором, порой достаточно жёстким и горьким, обнажал и иные его черты. Памятны виртуозно игравшиеся Крюковым сцены тяжёлого похмелья Анчугина из вампиловского анекдота «Двадцать минут с ангелом» и персонажа пьесы Шукшина «А поутру они проснулись» по имени Мрачный…
 

Вообще чувством юмора артист был не обделён – в галерее созданных им образов достойное место занимали и гротескный Варравин из «Смерти Тарелкина» Сухово-Кобылина, и ярко-комический Санчо Панса из «Дон Кихота»…
 

Без преувеличения можно утверждать, что с именем и творчеством Крюкова была связана целая эпоха иркутской сцены. Любовь и признание публики он завоевал уже в первые годы работы в нашем городе, звание заслуженного артиста России достойно несет с 1978 года.
 

К глубокому сожалению, в самые последние годы полноценной сценической работе актёра мешала болезнь, ограничившая его подвижность. Театр, однако, справедливо не торопился «списать в тираж» мастера, которого постигла беда. Режиссура находила для него решения, позволяющие Крюкову выступать хотя бы в отдельных ролях.  Так, крупной самобытной фигурой, украшением спектакля был его босяк-философ Сатин из пьесы Горького «На дне». Роль Осипа в «Ревизоре». Нередко выступал он с чтением серьёзной литературы по местному радио.
 

Еще одно поприще, на котором пробовал силы опытный мастер сцены – режиссура. Замечательная пьеса была выбрана им для дебюта в качестве постановщика в 1992 г. – «Контракт» Славомира Мрожека. Жаль, что этот глубокий по смыслу спектакль шёл так недолго. Позже Крюков поставил романтическую драму Гюго «Мария Тюдор», трагедию А.К.Толстого «Смерть Иоанна Грозного», в главной роли которой выступил сам, возобновил шедшую ранее вторую трагедию того же автора «Царь Фёдор Иоаннович».
 

Ушёл из жизни в 2008 году.

Награды: 
1978 г.

«Заслуженный артист РСФСР» 

Фотоальбом: 

Пресса

К 85-летию со дня рождения артиста Александра Крюкова. Уникальность его актёрской природы поистине поражала зрительское воображение: он был прекрасным социальным героем и великолепным...
25.08.2023