Режим для слабовидящих Обычный режим

Братенков Александр Анатольевич

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Александр Братенков приглашен в труппу театра в 1996 году. Будучи студентом Иркутского театрального училища, дебютировал на сцене театра в роли Сережи в спектакле «Село Степанчиково и его обитатели». Успех дебюта способствовал привлечению артиста к работе над такими масштабными ролями отечественной и зарубежной драматургии, как Незнамов в спектакле «Без вины виноватые» по пьесе Островского, Треплев в чеховской «Чайке», над центральными ролями молодых героев в спектаклях «Гарольд и Мод» и «Дикарь».
 

Две работы Александра Братенкова получили особое признание. Он является лауреатом Областного пушкинского фестиваля «Жив талант, бессмертен гений...» за роль Гринева в спектакле «Капитанская дочка» (1999 г.) и областной творческой конференции «Молодость. Творчество. Современность» за Ромео в спектакле «Ромео и Джульетта».
 

Прошло чуть больше десятка лет и Александр Братенков вновь появился на сцене в этом образе, исполняя в музыкальном спектакле «R&J» роль поющего Ромео-now – двойника главного героя. Персонаж Александра искренен в своих порывах и бесконечно нежен в отношении своей возлюбленной – Джульетты-now. Эта пара, находясь у подмостков сцены, практически не участвует в общем действии, но с помощью лиричных песен выражает переживания, эмоциональные порывы юных любовников.
 

Почти за двадцать лет работы Александр сыграл множество самых разных ролей: Пабло («Дикарь»), Треплев («Чайка»), Петр Коломийцев («Отец»), Писарь, Педро («Санта Крус»), Брат («Город и самолет»), Персонаж от театра («Бедный Пьеро»), Дзихэй («Самоубийство влюбленных на Острове Небесных сетей»), Александр Глов («Игроки»), Сир Обожрисс («Проделка Великого Мертвиарха»), Степан («Женитьба»), Паныч («Олеся»), Брэд Винер («Дорогая Памела, или Как пришить старушку»), Маурисьо («Деревья умирают стоя»), Фокленд («Соперники»), Левка («Закат»).
 

Александра Братенкова можно назвать одним из ведущих артистов театра. Подтверждением яркого актёрского таланта служит тот факт, что спектакли с его участием являются долгожителями иркутской сцены. В апреле 2015 года исполнилось десять лет постановке «Мой бедный Марат». Герой Александра Братенкова – Леонидик, слаб и не определён в жизни. Сначала мы видим «забитые» страхом движения и явную потребность в заботе, в финале – безволие, привычку идти по «накатанному», самому лёгкому пути.
 

В ноябре 2014 года десятилетие отметил спектакль «Он, она, окно…» Р. Куни, в котором Александр Братенков играет центральную роль – помощника премьер-министра Ричарда Уилли. Эта работа стала одним из важнейших доказательств того, что актёр является настоящим мастером комедийного жанра. С первых же минут зал неудержимо смеется над пикантной игрой артиста, цинизмом и нерушимой уверенностью его героя в том, что все проблемы можно решить, достаточно лишь дипломатично, с любезной улыбкой «извернуться ужом».
 

Комедийную линию в работе актёра продолжает постановка «Волки и овцы» по пьесе А. Островского. Его Аполлон Мурзавецкий вызывает не жалость, ведь ему не верит не только зритель: тётка – сама Меропия Давыдовна Мурзавецкая – видит, что цель «ломанья» и прибеднения – деньги, комфорт, возможность и дальше безнаказанно бездельничать, живя на всем готовом. Герой Александра Братенкова, конечно, не положительного характера, но, смеясь над поступками и словами Аполлона, зритель невольно прощает его, а, выходя из зала, еще долго с «братенковской» интонацией произносит: «Ma tante!»
 

Мягкий и звучный голос актёра прекрасно дополняет музыкальные постановки Иркутского академического театра. Он непременный участник всех праздничных концертов, песня в исполнении Александра – всегда один из главных подарков на Юбилейных вечерах и бенефисах артистов театра.
 

Персонаж Александра Братенкова в рок-опере «Я – Жанна Орлеанская» полностью оправдывает выражение «Тиран – лишь раб, дорвавшийся до власти». По ходу действия мы видим постепенное перерождение Дофина. В начале он жалок и неуверен в себе. Получив при помощи Жанны корону, Карл являет миру непомерную зависть, мстит за униженное прежде самолюбие, жестокостью отвечает на поддержку и преданность друзей.
 

В музыкальном спектакле «Орфей и Эвридика» Ж. Ануя Герой Александра Братенкова – открывшаяся зрителю маска. Поначалу все чувства тщательно скрыты, чтобы потом сделать его душу главным местом действия, полем битвы любви и сомнения. Орфей фаталичен, кажется, он просто существует, ждет, чтобы, встретив любовь, в момент все переменить и наконец-то начать жить по-настоящему.
 

На Другой сцене Иркутского академического театра идёт спектакль «Собака» по пьесе В. Красногорова, режиссёром-постановщиком которого выступил Александр Братенков. Он же играет Мужчину – хозяина собаки. Эта постановка стала дипломным спектаклем артиста по завершении обучения в Восточно-Сибирской государственной академии культуры по специальности «Режиссура театра».
 

В премьерном спектакле «Александр Невский в Срединном мире» Александр Братенков выходит на сцену в образе Андрея, младшего брата Александра Невского. Его герою предстояло сделать важный выбор: раздираемая на части Русь просила защиты, и он откликнулся на ее призыв, борясь с сомнением в верности своего решения. Эта роль драматична, многомерна, не только исторически, но и по-человечески глубока. В моменты любви мы видим чистоту и благородство Андрея. После поражения в битве с татаро-монгольским войском, зал чувствует его нестерпимую, невыразимую боль от того, что жизни стольких людей были загублены зря.
 

Романтичные и скупые на эмоции, слабые духом и уверенные в себе, легкомысленные до потери почвы под ногами и обременённые тяжким долгом совести, но всегда обаятельные, притягательные герои артиста Александра Братенкова никогда не оставляют зрителей равнодушными.

 
В 2000 г. Александру Братенкову объявлена Благодарность губернатора Иркутской области за творческий вклад в культуру города и области.
В 2021 году Александру Братенкову присвоено звание «Заслуженный артист Российской Федерации». Указ «О награждении государственными наградами» №83 подписан Президентом Российской Федерации 12 февраля 2021 года.

Спектакли

Фотоальбом: 
Новый год к нам идет
Маскарад
«На всю оставшуюся жизнь!»

Пресса

«Маскарад» у охлопковцев – карнавал символов и смыслов. С чем сравнить легкий хмель волнения накануне премьеры? Особенно когда классика, впитанная со школьной...
17.05.2022
Отзыв о спектакле по пьесе Михаила Лермонтова «Маскарад», премьера которого состоялась 2 апреля, написала Екатерина Сумарокова, старший преподаватель кафедры новейшей русской литературы...
26.04.2022
Академический драматический театр имени Н. Н. Охлопкова поставил «Маскарад» Михаила Лермонтова, а музыкальный театр имени Н. М. Загурского — «Бесприданницу» Александра...
25.04.2022