Будь в курсе
событий театра

#ЗРИТЕЛЬ_ГОВОРИТ: О спектакле «Холстомер»

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати
Впечатлениями о пластическом спектакле «Холстомер» делится начинающий журналист, студентка 2-го курса ИФИЯМ ИГУ Екатерина Власова.
***
История одного коня

Холл. Шумные группки людей в маленьком помещении. Говорят, смеются, греют свои холодные руки. В одно мгновение двери открываются, и всех приглашают внутрь.

Театр встречает гостеприимно. Маленькие узкие коридоры, спиральная бесконечная лестница вверх. Людей приглашают пройти, предлагают программки. Представляю себя героиней классического русского романа XIX века.

Гардеробщица заговорщицким тоном начинает рассказывать только что прибывшим девушкам и юношам загадочную историю коня. «Это пластический спектакль! — восклицает она. — Важно учитывать, что это Лев Толстой». Она многозначительно улыбается…

Я знала, на что пришла. Думала: как возможно показать произведение, где все герои — лошади? Как без единого слова можно отразить все чувства, мысли, эмоции — всю жизнь?..

Произведение великого русского писателя Л.Н. Толстого «Холстомер» было опубликовано в 1886 году. Сюжет повествует о жизни пегого мерина. Уже старый и немощный конь рассказывает все памятные моменты своей жизни: как он родился, как впервые нашел друга, как влюбился, как нашел своего хозяина и как его потерял. Вдаваться в пересказ нет смысла, поскольку это произведение и так довольно короткое. Лучше прочитать его.

Иркутский академический драматический театр им. Н.П. Охлопкова предлагают нам спектакль без слов. Все представление состоит из хореографии и работы с декорациями. Для тех, кто не знаком с первоисточником, выдают либретто. Длится все представление час 30 минут. Замечу, что при погружении в историю этого времени совсем не ощущаешь.

Премьера спектакля состоялась 14 сентября 2018 года, а в 2020-м он вошел в шорт-лист конкурса «Полюс. Золотой сезон». В 2021 году постановка стала участником фестиваля современного искусства «Территория. Иркутск» и лауреатом 15-го московского областного театрального фестиваля «Долгопрудненская осень», заняв 2-е место в формате арт-трансляции.

Чем же так привлекателен этот спектакль? Актеры в «Холстомере» показывают мастерство владения своим телом, отточенные движения и командную работу. Важной особенностью групповых танцев является не только синхронность, но и умение проявить свой характер. Ведь вся команда исполняет вроде одни и те же, но все же совсем непохожие движения. Как только появляется кто-то из героев, мы сразу понимаем, кто это, без каких-либо подсказок. Каждый герой передается с особой точностью и поэтому слиться с массовкой просто не может. Как человек, посвятивший танцам шесть лет, я знаю не понаслышке, что тело может рассказать гораздо больше, чем слово. Слово — все-таки символ, а вот жест… Он полон и откровенен, его сложно подделать.

Важно также отметить главного героя — Холстомера. Его сыграли три разных актера: Михаил Пляскин (детство), Иван Алексеев (зрелость) и Андрей Винокуров (старость). Каждый из этих актеров передает разные этапы жизни героя. Порой они взаимодействуют между собой словно вне времени, передавая свою мудрость друг другу. И как же гармонично они смотрятся на сцене все вместе, бегущие с разной интенсивностью по воображаемому кругу жизни, будто бы жизнь — бесконечный поток.

Помимо передачи сюжета режиссер-хореограф Сергей Землянский внес в постановку особую атмосферность, отсылающую нас к философским размышлениям о жизни. Сцена имитирует загон, где проходит вся жизнь нашего героя. Сменяются люди, лошади, но место действия остается тем же. Если внимательно проследить за ходом сюжета, то понятно, что смена декораций — вовсе не обязательное условие. Несмотря на то что Холстомер все время находится в ограниченном пространстве, он живет в полную силу. Его история незамысловатая, достаточно понятная, даже трагичная, но при этом мы видим, как он развивается. То есть режиссер как бы намекает, что в любых условиях жизнь может быть интересной и разнообразной, даже если кажется сначала, что это совсем не так.

Я честно готовилась к просмотру спектакля, прочитав рассказ нашего любимого Льва Толстого. Несомненно, «Холстомер» на сцене и в книге — это разные произведения.

Во-первых, бросается в глаза, что концепция Толстого в спектакле несколько изменена. Писатель не был добр к своему главному герою. Он его если и жалел, то уж к святым точно не возносил. Толстой рассказал трагичную историю смерти, а не жизни коня. Его интересовал занавес, а не пройденный путь. «Холстомер» же Землянского — это в первую очередь постановка о жизни, о ее важности и значимости.

Из изменения концепции вытекает второе различие — изменение сюжета. Режиссер не нарушал канонов, не прибегал к искажению повествования. Он лишь подсветил то, что показалось ему наиболее важным.

В спектакле больше и глубже раскрыты отношения Холстомера и Вязопурихи, появляется сцена знакомства героя с дочерью, которая презирала его больше всех. Мы больше понимаем боль Холстомера, когда его бросает мать, и ближе знакомимся с его другом — единственным, кто принял его. Одним словом, режиссер очеловечил главного героя, сделал его ближе к нам, людям. Погружаясь в действие и сопереживая главному герою, мы начинаем чувствовать себя лошадьми и поэтому воспринимаем все трудности Холстомера как свои. А вот люди в этой интерпретации истории перестали быть людьми как таковыми. Большинству из них не хочется ни сопереживать, ни тем более отожествлять с собой. На мой взгляд, все изменения режиссера сделаны оправданно.

Но чего не отнять ни у Толстого, ни у Землянского, так это красоты и поучительности истории. С одной стороны, это любовь к жизни, принятие себя, бесстрашие перед смертью, а с другой — несправедливость, смирение, умение быть сильным и сострадание. С какой бы позиции мы ни смотрели, жизнь, казалось бы, простого коня может послужить удивительным примером проявления мудрости и смелости.

Рекомендую посмотреть постановку каждому, независимо от возраста. Когда я увидела на спектакле школьников 13—17 лет, я была, мягко говоря, удивлена. «Они же ничего не поймут!» — думалось мне. Но как только спектакль был закончен и люди встали со своих мест, чтобы поаплодировать, эти самые дети кричали браво громче всех, а потом активно делились своими соображениями по поводу постановки, обсуждали, что им понравилось и показалось наиболее важным. Взрослые поскакали по своим делам, держа в руках смартфоны, а дети искренне, с интересом и вовлеченностью делились мнением с окружающими. Я слушала и радовалась вместе с ними.

Могу взять на себя полную ответственность и смело заявить, что это произведение точно понравится зрителям. Особенная история, уникальная подача и невероятная атмосфера не заставят их заскучать. Люди, несомненно, будут уходить со спектакля с большим багажом мыслей и впечатлений. Ведь так и должно быть, если ты столкнулся с настоящим искусством. Одним словом, если вам хочется получить новые ощущения от театра — это точный выбор!
Фото: 
Анастасия Токарская
Автор: 
Екатерина Власова
16.08.2023