Будь в курсе
событий театра

Зло есть добро?

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

На сцене Иркутской драмы премьера - «Макбет».
 

«Макбет» - странное и спорное произведение Уильяма Шекспира, в котором рассказывается история шотландского короля Макбета. Неоднозначный взгляд на пьесу представил заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Валерий Анисенко на сцене Иркутского академического театра в новой постановке, которая закроет театральный сезон. Что хотел сказать режиссер? Как зрителю воспринимать главных персонажей этого спектакля? И правда ли, что злые умыслы всегда несут в себе доброе начало? Вопросов — непаханое поле.
 

Главные герои — муж и жена. Взаимные чувства, страсть, преданность и общий взгляд на мир и будущее. Идеальная семья. Но что случается с ними потом, почему они сворачивают не на ту дорогу, остается тайной.
 

Любая женщина — это некая проекция своего мужчины. Что если леди Макбет лишь отображение внутренних посылов мужа? Если женщина — образ отраженного зла в мужчине, то любовь можно рассматривать как неосознанное влечение к плохому. Вспомните, ведь девочкам всегда нравятся хулиганы. Но в Леди, как ни странно, это зло проходящее, можно сказать временное, оттого ее и начинают после мучить угрызения совести, чего с Макбетом в конце постановки не происходит. Он и известием о смерти жены был не сильно опечален. То зло, что таилось в нем и отразилось в избраннице, накрыло его с головой и погрузило «в кровь как в реку».
 

Совершая зло бессознательно, мы не задумываемся о последствиях. Но если зло делается намеренно, то здесь без чувства совести никуда. Будут и метания, и сомнения, и страх, который начнет уводить человека обратно, назад, отказаться от затеянного. У Макбета этот «червячок» зашевелился в самом начале, перед тем, как убить Дункана, а после исчез. А леди? В ее глазах на момент первого убийства ни капли сомнения, ни капли страха не было. Только яростное желание совершить затеянное. Лишь после в душе произошли изменения. Парадокс.
 

Почему мужчина, который был храбрым воином, охранял государство от врага, перед лицом женщины стал безвольным созданием? Неужели женщина оказывается главной и должна играть ведущую партию по жизни? Быть может, есть правда в том, что мужчина всегда остается ребенком, сколько бы лет ему не было. И это дитя будет следовать за женщиной и поступать так, как она скажет.
 

Пытаясь что-то обрести и сохранить, мы движемся вперед, как ледокол, разрезающий безжалостно арктические льды. Мы сметаем все на своем пути, все преграды. Разум застилает серая пелена, за которой мы не можем различить четкие облики реальной жизни. Но, если человеку удается оглянуться назад, посмотреть, чего стоил этот путь на верх, и понять, что прошлого не вернуть и ничего не исправить, то наступает диссонанс. Пазл не складывается. Две картинки - красивая и ужасная - начинают попеременно мелькать в голове, уводя человека в себя. Мы перестаем понимать, в каком времени и пространстве находимся. Мозг затуманивается и наступает то, что произошло с прекрасной леди Макбет — сумасшествие, откуда только одна дорога.
 

Вопросов почему, зачем, как — много. Где искать ответы на них? Наверное, только в глубине самого себя. Иначе чем объяснить актуальность персонажей этой шекспировской пьесы в наши дни. Возможно, сегодня в каждом человеке сидят похожие желания, сокрытые глубоко в темнице личности, которые режиссер спектакля хотел расшевелить и вытащить наружу.
 

На смену ночи всегда приходит день, как и на смену злу придет добро. Но нужно помнить, что жизнь идет по кругу, и за днем всегда наступает ночь. Все возвращается на круги своя. Так значит и добро есть зло?

Фото: 
Роман Кириченко
Автор: 
Ирина Рыжакова
14.07.2016