Будь в курсе
событий театра

Заметки юного зрителя о спектакле «Затейник», который прошел 6 марта в ТЕАТРЕ «СФЕРА» (Москва)

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати
Спектакль «Затейник» по пьесе В.Розова театра «Сфера» в постановке народного артиста России Александра Коршунова – глубокий, серьёзный, злободневный, выходящий за рамки бытовой пьесы, спектакль. На сцене – разрушенные судьбы представителей разных поколений, и виной тому – страх, который не всем удаётся преодолеть, страх, ведущий к предательству или бегству, страх, который совсем недавно был разлит по городам и весям огромной страны-СССР. Он, по сути, незримый свидетель происходящего на сцене: заставляет вспоминать, оглядываться, переоценивать прошлое. Ведь время действия пьесы – оттепель.
 
Два акта спектакля – словно две полноценные пьесы, которые могут существовать самостоятельно. В первом действии – эмоционально сильный разговор давних приятелей, Сергея (Александр Пацевич) и Валентина (Алексей Суренский), сюжетно связанных классическим любовным треугольником. Второе действие, происходящее в московской квартире, представляет зрителю два поколения, две семьи – два времени. В камерное пространство театра словно вернулись 60-е годы: в квартире фоном бормочет радио, на «узнаваемой» радиоле крутятся пластинки с песнями тех лет, торшер, мебель, по тем временам модная, сигналы машин, шум трамвая... Сцена здесь – весь зрительный зал. Актёры так близко к зрителю, что невозможно пропустить слово, жест – зрители невольно становятся участниками спектакля, их сопереживание создаёт особую атмосферу, которая так созвучна недавно возникшему и полному надежд слову – оттепель.
 
Сценическое пространство театра «Сфера» – первый здесь помощник. Страшно и больно за всех. За Сергея, поначалу бесстрастного при встрече с приятелем, но потом разбередившего свои раны, не скрывающего свою сердечную муку от зрителя. За Валентина, внешне благополучного, но не ведающего, что такое счастье, и жалко пытающегося завоевать любовь жены. За Галину (Валентина Абрамова): её силуэт за ширмой, подсвеченный лампой, её монотонные движения, её смирение перед жизнью с нелюбимым мужем, её память об «Единственном» (так подписана фотография Сергею)... Её горькая улыбка, когда, казалось бы, одержана победа – вышел её авторский учебник, её потерянность тут же сменяются ликующей радостью при известии о том, что Сергей – жив. Оживает и она, мгновенно, к радости сочувствующего зрителя.
 
Алексей Петрович, виновник этого стечения обстоятельств: разрушение любви Галины и Сергея, потакание слабостям безвольного сына – главный герой спектакля. Народный артист России Александр Коршунов создаёт образ сродни вампиловской трагикомедии. Поневоле возникает в памяти образ Сарафанова из «Старшего сына», который блистательно поставлен на сцене «Сфера». Только вот Сарафанова Александр Коршунов пока не сыграл...
 
Страх возвращается спустя много лет в спокойную семейную обстановку, в новое время – вместе с воспоминаниями. Монолог раскаяния Алексея Петровича – с длинными паузами, заставляющими зрителя задержать дыхание, с попытками оправдать себя перечислением добрых дел – только обнажает его правду: ему всюду мерещится Сергей, он не в силах сдержать крик отчаяния только при упоминании его имени...
 
Но за окном – оттепель. И потому молодые, Эдуард (Иван Мишин) и Тамара (Елена Маркелова), вступают в жизнь без страха, их любовь заставляет их жить без оглядки, а временные трудности – нелады с матерью, к примеру (Мария Павловна-- заслуженная артистка России Ирина Сидорова), из них можно «как-нибудь» выкрутиться, не заморачиваясь на них.
 
Финал спектакля дарит надежду. Алексей Петрович в своём монологе отчаянно желал, чтобы время шло скорее и уносило все горести. Герои переживают период оттепели. Хочется верить, что все страхи, вся боль растают и наступит весна. Сочинская весна, в которую улетает Галина за своим утерянным счастьем.
 
Автор: 
Мария Караулова, студентка факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова
19.03.2024