Будь в курсе
событий театра

Владимир Толстой: «Люди соскучились по искреннему разговору»

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати
Литературные вечера «Этим летом в Иркутске» за годы своего существования успели стать доброй традицией. Ежегодно поэты и писатели, журналисты, историки и общественные деятели собираются летом в академическом драматическом театре имени Охлопкова на разговор с читателями и неравнодушными людьми. В этом году состоялись 11-е Литературные вечера, которые посвятили писателю Валентину Распутину.
 
На первом вечере, прошедшем 29 июня, выступил советник президента России, председатель совета при при президенте по русскому языку, заслуженный работник культуры Владимир Толстой. Мы побеседовали с Владимиром Ильичем о современной культуре, его отношении к творчеству Распутина, а также о состоянии русского языка в наши дни.
 
Владимир Ильич, расскажите, какое произведение положило начало знакомства с творчеством Валентина Григорьевича? Изменилось ли ваше отношение к произведениям Распутина с годами?
— Первым произведением было «Уроки французского». Меня поразила естественная простота, искренность и глубина этого рассказа. Причём все эти качества после я находил у Распутина и в других произведениях. Я внимательно следил за его публикациями, когда он печатался в журнале «Наш современник». Меня потрясли рассказы «Что передать вороне?» и «Наташа». А его «Последний срок», «Прощание с Матёрой», «Живи и помни» — это мощная литература мирового уровня. Может быть, это одно из лучшего, что было написано на русском языке во второй половине двадцатого века.
 
Лично с Валентином Григорьевичем я познакомился в 1984 году, когда приехал в Иркутск по его приглашению. Я тогда был корреспондентом журнала «Студенческий меридиан». Мы с ним провели несколько дней в Листвянке, жили в гостинице «Интурист», где он тогда работал. Так получилось, что у него не было на тот момент собственного жилья на Байкале, и он останавливался в гостинице и писал там.
 
Расскажите немного о тех днях, что вы провели с ним на Байкале?
— Это было в конце марта. В один из дней мы шли по покрытому радужным льдом Байкалу. Солнце уже «съело» весь снег, и вокруг была красота. Мы шли несколько километров по байкальскому льду, я задавал ему вопросы, а он на них не отвечал и говорил совсем на другие темы. Потом я у него еще что-то спрашивал, и он снова что-то отвлеченное мне говорил. Так мы гуляли минут 40, и тут он начал отвечать на ранее заданные мною вопросы готовым художественным текстом. То есть мы шли, беседовали, а в это время он выстраивал ответы.
 
Валентин Григорьевич дорожил каждым своим словом и тщательно обдумывал каждую фразу.
 
Он звал меня с собой на завтрак или на прогулку, утром тихонечко стучал в дверь моего гостиничного номера, боясь лишний раз потревожить. И параллельно Валентин Григорьевич работал, писал. У нас с ним с первых минут сложилось доверительное общение друг с другом. Я не могу сказать, что мы часто виделись и много времени проводили вместе. Но несмотря на это, наша связь не прерывалась. Мы обменивались письмами, он приезжал в Ясную Поляну, а я в Иркутск. Контакт мы поддерживали до последних дней его жизни.
 
Как вы считаете, что Литературные вечера «Этим летом в Иркутске» значат для зрителей, читателей? Что они значат для вас лично?
— Мне кажется, что люди соскучились по искреннему разговору. К сожалению, они редко что-то подобное видят на экранах телевизоров, в интернете. Именно живого общения в нашей жизни как раз и не хватает. Поэтому, наверное, оно начинает особенно цениться.
 
На Литературных вечерах это живое общение происходит. Это же не просто лекции или проповеди, это именно разговор. Приезжает человек — писатель, литературовед, директор музея или поэт и говорит о том, что его волнует, а вдумчивый и внимательный иркутский зритель, слушатель внимает и задаёт вопросы. Так и возникает общение. Причем после выступления оно продолжается, но уже в кулуарах. Мне кажется, что здесь нет барьера и стены между сторонами разговора, и это самое ценное. К писателям подходят люди за автографами, что-то спрашивают о творческих планах. То есть Литературные вечера объединяют людей. Именно для этого они и создавались, чтобы соединять людей и поднимать какие-то важные и волнующие темы.
 
Какую роль, по вашему мнению, Литературные вечера играют в культурной жизни страны?
— Мне сложно выделить иркутские Вечера в общем гуманитарном и культурном пространстве России, потому что мероприятия похожего формата мне пока не приходилось встречать, чтобы общение происходило именно в театре и с большим количеством слушателей. С Литературными вечерами «Этим летом в Иркутске» сравнятся разве что встречи в Останкино с Дмитрием Лихачёвым и Фёдором Абрамовым, которые транслировались на весь Советский Союз. Это было событие всесоюзного масштаба: интеллигенты, писатели, общественные деятели на протяжении двух-трех часов общались с аудиторией, что-то рассказывали, отвечали на вопросы. И всё это записывалось и транслировалось на всю страну.
 
Может быть, если бы некоторые из иркутских Литературных вечеров записывались и транслировались на всю страну, то они бы получили такой же масштаб. Ведь выступавшие здесь в разные годы авторы — это авторитетные в современном мире люди. Сейчас встречи в этом плане больше камерные, они нацелены на 500-600 человек, сидящих в зале. И только благодаря газетам, Интернету и другим СМИ о них узнают где-то за пределами Иркутска. Но несмотря на то, что Литературные вечера «Этим летом в Иркутске» — явление больше локальное, качество встреч находится на очень высоком уровне.
 
Вы так или иначе затронули вопрос современной культуры. А каково, по вашему мнению, ее состояние на данный момент. Сильно ли она отличается от культуры прошлого-позапрошлого века и в какую сторону?
— Всегда кажется, что раньше было лучше, что мир деградирует, нравственность падает, и все катится в тартарары. Наверное, эти процессы происходят. Но критически относились к своему времени и в пушкинскую эпоху, и в более поздние периоды истории. Мне кажется, что нужно жить и стараться делать жизнь вокруг себя интереснее и лучше именно сейчас. Довольно бессмысленно сравнивать с тем, что было в советское время. Тогда была другая страна, другая идеология, было много хорошего, но было и много странного, того, что сейчас может показаться неприемлемым. Надо просто, если это в ваших силах, что-то делать, чтобы жизнь вокруг вас была наполненной, насыщенной, содержательной, умной.
 
То есть в первую очередь это зависит лично от каждого?
— Именно так. И потом из этих самых личных «историй» создается общая. Могу сказать, что я погружен в творческую, яркую атмосферу. У меня талантливые, умные друзья, с которыми мне интересно общаться и проводить время. У меня замечательные дети, которые стараются реализовывать себя в разных областях. Моя старшая дочь занимается изучением русской литературы, вторая дочь — эксперт по живописи. Средний сын увлечен спортивной журналистикой, а младший сын учится на кинорежиссёра. Муж моей старшей дочери — писатель, девушка младшего сына учится на актрису. Когда мы все вместе собираемся, то нам не скучно вместе.Мы разговариваем на разные темы, играем в игры и так далее.
 
Про свою жизнь я могу сказать, что она интересная, содержательная именно потому, что я её так выстроил. Я так воспитал детей, обзавёлся такими друзьями.
 
Конечно, мне повезло с родителями, с тем, что окружало меня в детстве, но многое же зависит лично от нас. Только мы в состоянии так или иначе выстроить свою жизнь и сделать наш круг общения и интересов еще шире. Делайте круг шире и культура будет выше.
 
Хотелось бы обратиться к теме вашего выступления на Литературных вечерах: «Между Матёрой и Богучанами – перекрёсток культуры и цивилизации». История Матёры — это пример того, как люди, одержимые прогрессом, заставляют жителей деревни уходить с родной земли, навсегда её отнимая. И жители, особенно старшее поколение, тяжело переживают эту утрату. История повторяется сегодня в отношении строительства Богучанской ГЭС. На ваш взгляд, изменилось ли отношение людей к малой родине с годами? Так же ли они дорожат ей?
— Надо сказать, что Валентин Григорьевич для себя так и не ответил на этот вопрос. Он понимал глобальные государственные планы, связанные с электрификацией страны, с добычей необходимой энергии. Он не принимал это сердцем, душой. Ему было безумно жалко тех людей, которых сгоняли с родных мест. И, кончено, он блистательно отразил это в «Прощании с Матёрой», где можно прочувствовать каждый удар топора по царскому лиственю. В этот момент ты понимаешь, что происходит страшная несправедливость, случается трагедия у людей, у которых в этой земле похоронены родители, деды, прадеды.
 
Сегодня, конечно, многое меняется. Люди, особенно молодые, отрываются от корней в поисках лучшей жизни. Но это было и раньше. И в распутинское время люди уезжали на большие стройки, о чём тот же Валентин Григорьевич говорил как журналист. Причём это были довольно позитивные материалы о том, как осваивается новая территория, как строится новая жизнь.
 
В наше время происходит то же: люди из деревень стремятся перебраться в города, из городов поменьше в города побольше, из городов побольше в столицы. Кто-то, может, подумывает о том, что лучше жить за рубежом. Многое изменилось, но не изменилось главное — нравственный урок. Вопрос нравственного выбора во все времена остаётся актуальным. Вы можете куда-то уехать и тосковать, как тосковал, стремился вернуться и вернулся Александр Солженицын или как тосковали Александр Зиновьев, Владимир Максимов, Виктор Некрасов. Важно везде, где бы ты не оказался, оставаться человеком.
 
На встрече со зрителями после спектакля «Прощание с Матёрой» одна женщина говорила, что она понимает молодых людей, почему они уходят. И сказала, на мой взгляд, важную вещь — главное, чтобы, уходя, они создавали свою Матёру, свою опору для жизни.
— Действительно, опоры мы создаём сами своими семьями. Плохо, когда эти же семьи через полгода - год рушатся. Как говорил Антуан Де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Нужно быть ответственным по отношению к людям. Если ты, например, руководитель — уважай людей работающих под твоим началом. Это всё очень простые вещи, но, к сожалению, мы о них мало задумываемся и мало им следуем. От этого строится порядок во всём: в деревне, в городе, в стране.
 
Если люди относятся уважительно друг к другу и ответственны по отношению к своей работе, значит, прогресс и культура двигаются вперед. Если начальники не уважают своих подчинённых, если люди вынимают всё из недр Земли только для своего обогащения, то всё движется назад. Разница именно в отношении. Нет плохих профессий, стран, городов. Есть люди, которые думают, заботятся о других, а есть те, кто этого не делает, в этом вся разница.
 
Нельзя обойти стороной то, что вы являетесь председателем совета при президенте по русскому языку, и не задать связанный с этой стороной вашей деятельности вопрос. Не так давно людей волновала тема исключения или не исключения буквы «Ё» из алфавита. Вам не кажется, что из-за таких довольно нелепых спорных ситуаций на задний план уходят более серьёзные вопросы, связанные с нашим родным языком?
— Конечно. Я бы сказал, что самое страшное, что сегодня происходит, — это уход старшего поколения учителей русского языка, особенно в сельских школах и небольших городах. Кто будет учить, когда они все уйдут? Им на смену, увы, нет никого. В десятки раз уменьшено количество мест на специальности учителей русского языка в пединститутах и университетах, на филологических кафедрах. Идёт резкое сокращение филологического, гуманитарного пространства и в том числе языкового. Это страшная проблема. К тому же в некоторых регионах нашей страны сегодня люди не 100% владеют русским языком. Есть регионы, где около 15% населения вовсе не говорит на нашем русском языке. И самое главное, что эти процессы нарастают. Уровень сдачи ЕГЭ по русскому языку очень низкий. Именно поэтому были вынуждены снизить проходной балл, просто чтобы люди могли сдать экзамен и получить аттестат.
 
Фото: 
Анатолий Бызов
Автор: 
Ирина Рыжакова, Павел Зуев
06.07.2017