Режим для слабовидящих Обычный режим

цвета сайта:

размер шрифта:

Вампиловский букет

Версия для печатиВерсия для печати
В сентябре 2017 года в Иркутске состоялся большой театральный праздник — ХI Международный театральный фестиваль современной драматургии им. Александра Вампилова.
 
Нынешний год для драматурга юбилейный — 19 августа Александру Валентиновичу исполнилось бы 80 лет. Возраст почтенный, представить сложно, пожалуй, и невозможно. Да и сам сибирский гений писал в своих записных книжках, что точно знает — «старым не будет»… Прожил лидер «Иркутской стенки» всего 35 лет без двух дней, утонув в Байкале 17 августа 1972 года. 
 
Одна из незыблемых традиций фестиваля — все театральные коллективы-участники едут поклониться памятнику — высокой стеле из белого мрамора, установленной в конце прошлого века на окраине Листвянки напротив рокового места. Проводятся фестивали по нечетным годам двадцать первого века, включая и текущий. В сентябре 2017-го в Иркутск приехали театры-делегации из семи стран: России, Монголии, Франции, Японии, Узбекистана, Италии, Южной Кореи.
Другая трогательная и красивая традиция приходится на день открытия фестиваля. Представители всех делегаций и другие гости праздника кладут к подножию памятника драматурга (на главной улице Иркутска, близ Областного театра им. Н.П. Охлопкова) прелестные веточки рябины. Есть и другие постоянные традиции, составляющие роскошный осенний букет-подношение Александру Вампилову с неповторимым, головокружительным ароматом. О прекрасно-благоухающей, искренней и сердечной атмосфере вампиловского фестиваля неустанно говорили все его участники и на открытии-закрытии, и на официальных круглых столах, и на веселых, традиционных посиделках в «Чайной». О некоторых примечательных «цветках» осеннего вампиловского букета расскажем или упомянем в лаконичном журнальном отчете. 
 
Главные цветы фестивального букета, разумеется, спектакли. Их было показано за неделю — девятнадцать! Семь «цветков» по пьесам Александра Вампилова, два спектакля по Владимиру Гуркину и десять по другим авторам. Начнем с вампиловских постановок. В прошлом отчете двухгодичной давности лучшим спектаклем-«солнышком» на вечных, творческих качелях «драматург-режиссер» я назвал постановку «Старшего сына» в Санкт-Петербургском театре «Мастерская» (режиссер, он же создатель и худрук театра Григорий Козлов). В нынешнем году театры привезли аж трех «Сыновей». Открыл фестиваль «Старший сын» Московского театра «Сфера» в постановке главного режиссера Александра Коршунова. Спектакль, по моему восприятию, получился очень светлый, добротный, современный, с хорошими актерскими работами, среди которых особенно хочется выделить исполнителя роли Сарафанова Вадима Борисова. Второго «Сына» представил монгольский театр для детей и молодежи «ТЭМУЖИН» (режиссер Ганхуяг Найдан) на площадке иркутского ТЮЗа им. А. Вампилова. Третьего «Сына» привезла из французского Гренобля театральная компания «Бумажный кораблик» (режиссер Сириль Грио). Ни монголов, ни французов увидеть не удалось, смотрел в эти дни другие спектакли. Но на «чайных» посиделках прекрасно выступили оба коллектива. Большая монгольская делегация минут 20 демонстрировала искрометные танцы, удивительный национальный вокал, удачные шутки-прибаутки (старшее поколение отлично владеет русским) в лучших традициях театральных капустников. Особенно приятно было второй раз увидеть Сириля Грио. Этот высокий, стройный, благородно-седовласый француз два года назад приезжал в Иркутск одиночкой и выступал в «Чайной» как артист-клоун. За минувшее время почитатель, а скорее фанат Вампилова (о чем благодарно упомянул в очередном искрометном приветственном спиче неизменный директор и главный двигатель фестиваля Анатолий Стрельцов) сумел спустить на воду свой «Кораблик», и поставить, по словам критиков, очень симпатичный и органичный спектакль бурлящего, русскофранцузского эстетического разлива.
 
Лучшим спектаклем XI фестиваля (из шести мной увиденных) назову «Прошлым летом в Чулимске» Санкт-Петербургского академического театра им. В.Ф. Комиссаржевской. Шикарная, основательная сценография Александра Орлова, изобретательная режиссура Сергея Афанасьева, прекрасный актерский ансамбль, где хороши и убедительны и Шаманов (Александр Кудренко из АБДТ им. Г.А. Товстоногова), и Валентина (Елизавета Нилова), и Пашка (Иван Васильев), и Мечёткин (Егор Бакулин), и Кашкина (Ольга Арикова). Не менее десятка «Чулимсков» в моей зрительской памяти. На пьедестале прекрасный, интеллигентный и утонченный Станислав Любшин в Театре им.М.Н. Ермоловой, где-то рядом с ним теперь и мужественный, взрывной А. Кудренко. В спектакле питерцев особо впечатлил финал, сделанный по первому варианту пьесы, когда Валентина успокаивает отца, берет его ружье, уходит… и за сценой раздается выстрел. А утром на подмостки выходят женщины-актрисы в черных платках. Валентина не смогла дальше жить, ее страшно жалко, но… прозвучал выстрел, на мой взгляд, вполне логичной, трагедийной точкой незаурядного спектакля. Простить мужчин юная девушка могла, себя — нет. Проживает роль Валентины Елизавета Нилова глубоко и талантливо. Чуть диссонирует разве только весьма яркая, женская внешность (щедрая природа!) 32-летней красавицы-актрисы, с ожидаемым обликом 18-летней невинной героини. А вот исполнители ролей Кашкиной и Мечёткина для меня, без всяких запятых, — точно лучшие из всех, виденных за 40 лет «Чулимсков». 
 
В прошлый раз, помнится, пришлось критично отозваться о затянутых и не смешных «Провинциальных анекдотах» московского Нового театра. На нынешнем фестивале это название более адекватно показали в достаточно динамичном спектакле актеры Академического русского театра Узбекистана (режиссер Михаил Каминский). Еще два вампиловских спектакля, тепло принятых зрителями, осуществили театр «Экспериментальной актерской школы» из итальянского города Порденоне (режиссер Ферруччо Меризи) и Иркутское отделение СТД РФ по ранней пьесе «Дом окнами в поле». Постановки совсем разные. Итальянцы добавили к «Дому» ранний, вампиловский «Листок из альбома» в жанре «психологической комедии». Иркутяне показали «пластическую драму», объединив усилия актрисы Наталии Маламуд и хореографа по современному танцу Владимира Лопаева.
 
Теперь о «цветах»-спектаклях вампиловскому букету через Владимира Гуркина. В знак 30-летнего дружеского знакомства с безвременно ушедшим драматургом я посмотрел оба спектакля. Прежде всего порадовался, что это были не широко известные «Любовь и голуби» и «Кадриль». На основной сцене театра Охлопкова Камчатский театр драмы и комедии показал «Саня, Ваня, с ними Римас (На Чусовой реке…)». Режиссер из Санкт-Петербурга Егор Чернышев, пойдя за автором, сумел передать лучшие особенности стиля Гуркина — образность, народность, психологическую глубину внешне простого повествования, свойственные и названным выше популярным пьесам, и эпическому театральному роману «Плач в пригоршню». Особенно меня впечатлила игра Вадима Бондаренко в роли Ивана — предельная самоотдача, бешеная энергетика, талантливое воплощение авторского замысла. 
 
Менее, на мой взгляд, удались «Музыканты» В. Гуркина Черемховскому театру им. В.П. Гуркина. Пьеса необычна и не типична для народно-земного автора, видимо, искавшего новые формы, новое самовыражение через музыкальный спектакль, сочетающий реализм с изрядной примесью абсурдизма. Режиссеру Виктору Стрельченко и очень старающимся актерам все же не удалось, думается, пока найти «золотой ключик» к такой драматургии. Но за попытку спасибо, есть надежда, что в процессе проката спектакль наберет силу, избавится от эклектичности и достигнет органичной эстетики. 
О спектаклях по другим авторам. Зажигательно выступили на основной сцене фестиваля молодые актеры Театра эстрады им. Аркадия Райкина из Санкт-Петербурга. Режиссеру-постановщику спектакля «Шуры-Муры» Юрию Гальцеву вместе с сорежиссером Владимиром Глазковым удалось удачно инсценировать и превратить в брызжущий задором, весельем, юмором и другими красками спектакль несколько рассказов В. Шукшина.
 
Закрывался нынешний театральный Вампиловский праздник в Прибайкалье масштабной постановкой Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова по повести В. Распутина «Прощание с Матёрой». Жанр спектакля его постановщик и автор инсценировки Геннадий Шапошников определил «драматической повестью». Замечательные иркутские актеры добросовестно, не отступая от фрагментов текста Распутина, вычлененных в инсценировку, долго и подробно рассказывают зрителям горькую историю о затоплении Матёры. Историю давно прочитанную и широко известную. Возможно, на камерной сцене такой рассказ мог быть и удачным, как это было со спектаклем Г. Шапошникова «Последний срок». Большая сцена для «Прощания с Матёрой» не стала органичной. К сожалению, катарсиса в финале спектакля, по моим впечатлениям, не возникло ни у зрителей, ни у исполнителей. Для живого, увлекательного, современного спектакля в постановке не хватило, на мой взгляд, интересной, самобытной сверхзадачи у режиссера-инсценировщика. Как инсценировать и переносить в театр прозу? Все театралы помнят спектакли «Обыкновенная история» в «Современнике» и «Брат Алеша» на Малой Бронной. На семинаре драматургии в Литинституте Виктор Сергеевич Розов много рассказывал нам и об истории создания своих пьес по мотивам великих романов, и о работе над спектаклями Галины Волчек и Анатолия Эфроса. Драматург на литературной основе сделал полноценные пьесы. Талантливые режиссеры нашли свои сверхзадачи — получились шедевры. Виктор Сергеевич писал статьи и выступал с разных трибун с призывом к режиссерам не ставить спектакли по своим инсценировкам великой прозы. Драматургия и режиссура — разные профессии. Увы, мало кто помнит этот мудрый завет…
 
Назовем театры, спектакли которых увидеть не удалось. Театральная компания из Южной Кореи «MYUNG PUM» привезла драму «Когда цвела гречиха» (режиссер Ким Ван Сок); трагикомедию современного автора Ф. Булякова «Дело святое» показал коллектив «Диалог» из Москвы (режиссер Николай Поляков). Весьма удачным, по мнению критиков и откликам зрителей, признан спектакль «Колыбельная для Софьи» Минусинского драмтеатра, поставленный режиссером Алексеем Песеговым по повести Е. Замятина «Наводнение». К прозе А. Платонова в спектакле «Возвращение» обратился Кемеровский театр для детей и молодежи (режиссер Ирина Латынникова). Камчатское отделение СТД РФ представило спектакль «Собаки» по молодежной пьесе Е. Зориной, выступившей и режиссером. В спектакле участвовали артисты Камчатского театра драмы и комедии и иркутского ТЮЗа. Национальную, экзотическую драму «Герой Окити» показал японский театр «Ангелус» из Канадзавы (режиссер Наомити Окаи). Еще один спектакль по В. Шукшину «Энергичные люди» показал московский «Театр на Покровке». Когда-то этот проект осущест- вил Сергей Арцибашев, режиссером новой редакции стал Геннадий Шапошников. Иркутский театр юного зрителя им. А. Вампилова участвовал в нынешнем фестивале со спектаклем «В контакте» на своей Малой сцене. Автор пьесы, он же режиссер спектакля Олег Малышев.
 
В традиционных для фестиваля «Круглых столах» и на пресс-конференциях для творческих коллективов тон задавали и удачно вносили свои творческие цветки в фестивальный букет московские и местные критики Лана Гарон, Наталья Погосова, Ольга Сенаторова, Ольга Игнатюк, Светлана Жартун (Иркутск), Алексей Бураченко (Кемерово) и другие. Интересным оказался разговор за круглым столом по инициативе и при участии министра культуры и архивов правительства Иркутской области Ольги Константиновны Стасюлевич. И свой приятно-неожиданный цветок в праздничный вампиловский букет внес губернатор области Сергей Георгиевич Левченко. Он открыл фестиваль живой, содержательной, неформальной речью, лейтмотивом которой звучало, что жить нам всем сегодня следует по нравственному камертону, заданному жизнью и творчеством Александра Вампилова. И это было сказано не для красного словца умелым оратором. Выяснилось, что Сергей Георгиевич бывал задолго до губернаторства и не раз в Кутулике на праздниках Вампилова, он давний почитатель таланта земляка-драматурга, хорошо знает его пьесы, любит бывать в театре, и вообще относится к культуре региона совсем не по остаточному принципу. 
 
Три великолепных, пышных георгина вносят уже два десятилетия в роскошные фестивальные букеты ведущие ежевечерней «Чайной» — заслуженные артисты РФ Николай Дубаков, Яков Воронов и Владимир Орехов. К ним своими разноцветными гладиолусами, гвоздиками и астрами присоединяются и другие, влюбленные в Вампилова, незаурядные артисты Театра им. Охлопкова разных поколений. И, конечно, нельзя не отметить стабильный, мощный, организационно-творческий вклад в успех Вампиловского фестиваля команды Анатолия Андреевича Стрельцова и его «начштаба» Ольги Николаевны Данилиной. Как заявил директор фестиваля в короткой заключительной речи на церемонии закрытия: «Подготовка к XII фестивалю начинается завтра». Потом военный, духовой, «сарафановский» оркестр заиграл вальс. Анатолий Стрельцов, как и на открытии, показал джентльменский пример, несколько пар закружились под чарующую мелодию. Признаюсь, и седовласому автору этих строк захотелось вспомнить молодость: пригласил Ольгу Данилину, и мы прекрасно повальсировали, прощаясь с чудесным XI фестивалем имени вечно молодого Александра Вампилова. 
Автор: 
Владимир Попов
13.12.2017