Будь в курсе
событий театра

Ты только свою душу отвори...

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Ты только свою душу отвори...

Артист Иркутского драматического театра Валерий Жуков отмечает юбилей

Актёр Валерий Жуков наделён яркой индивидуальностью. Для каждой новой роли он пытается найти что-то особенное, яркое, непохожее. Это может быть необычная деталь костюма, интересный грим, запоминающаяся походка или другой тонко подмеченный нюанс в образе. 3 августа артист Иркутского академического драматического театра Валерий Михайлович Жуков отмечает 70-летний юбилей.

Неуёмной, фонтанирующей энергии и поразительной работоспособности может позавидовать любой молодой артист. Для Жукова не существует слова «нет». Утром он спешит в театр на репетицию, днём его ждут любимые студенты, а вечером – спектакль. Валерий Михайлович не мыслит себя без работы в театре. В течение ряда лет он с большой увлечённостью преподаёт в театральном училище искусство грима, подготовив за это время пять выпусков на кукольном и драматическом отделениях. На его уроках студенты обучаются не только мастерству создания нового образа – он старается передать молодёжи всё то, чему в своё время учили его превосходные педагоги актерского мастерства: Лев Иванов, Ефим Табачников, Владимир Соколов – прямые наследники традиций классического русского театра, работавшие в режиссёрской манере школы переживаний. Именно благодаря блистательным учителям и происходило становление Валерия Жукова как драматического артиста.

Когда он объявил о своём желании стать актёром родителям, отец сначала возразил, сказав, что хлеб у артиста тяжёлый и несытный, но отговаривать сына не стал, за что Валерий Михайлович благодарен ему и своей матери, Римме Юдковне. Больше полувека минуло с той поры, когда в сентябре 1958 года восемнадцатилетний Валерий, успешно выдержав конкурсные испытания, поступил на 1-й курс Иркутской государственной театральной студии при драмтеатре. В студию были набраны два класса, каждый по 20 человек, в первом мастером был Лев Николаевич Иванов – актёр, режиссёр, работавший в театрах Союза и за рубежом, во втором – Ефим Давыдович Табачников, режиссёр огромного дарования. Директор студии – легенда театрального Иркутска, профессионал высочайшего класса – Осип Александрович Волин – стал для юного актёра «крёстным отцом». Художественное руководство Иркутским драматическим театром в годы работы студии возглавлял блистательный мастер режиссуры Михаил Алексеевич Куликовский, народный артист СССР, лауреат множества премий и наград. Эти люди помогли овладеть тайной профессии, уроков творческого мастерства и жизненного становления, данных ими, не позабыть никогда.

Валерий и ещё несколько студийцев, будучи артистами вспомогательного состава, принимали участие в спектаклях театра. Иногда это были массовые сцены или роли без слов, позднее стали появляться эпизоды и небольшие, но яркие, запоминающиеся роли в спектаклях: «Дали неоглядные», «Добряки», «Гамлет», «Смерть коммивояжёра». В дипломном спектакле «Не было ни гроша, да вдруг алтын» Жуков играл Елесю. Другой выпускной работой стала роль Егора Укропова в «Маленькой студентке», этот спектакль шёл на сцене театра, выдержав 22 показа. После окончания студии в 1961 году Валерий Жуков был зачислен актёром в Иркутский областной драматический театр. Принимал участие в гастрольных поездках по области, культурном обслуживании строителей Братской ГЭС, а в 1962 году с большими трёхмесячными гастролями выехал с театром по маршруту: Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре – Биробиджан. Но через два года случилась разлука с Иркутском, правда, недолгая. В феврале 1963 года актёр был принят по конкурсу в Таганрогский драматический театр имени А.П. Чехова, где за два сезона им были сыграны 15 ролей. Там судьба подарила Валерию необыкновенные встречи с яркими людьми: режиссёром, народным артистом СССР, знаменитым исполнителем роли Валерия Чкалова в одноимённом кинофильме Владимиром Белокуровым, главным режиссёром театра, заслуженным артистом РСФСР Виктором Волковым. Люсьен в спектакле «Мадам Бовари», китаец Син-Бин-У в «Бронепоезде 14-69», Игорь в спектакле «Друзья и годы», Гасконь в комедии Гольдони «Забавный случай». Роль китайца стала первой творческой заявкой артиста.

Вернувшись в феврале 1965 года в Иркутский драматический театр, Валерий Жуков много и интересно играет в спектаклях режиссёра-педагога Александра Николаевича Терентьева: «Люди, которых я видел», «Обыкновенная история», «Сверчок». За годы работы в Иркутском драматическом театре имени Н.П. Охлопкова сыграно более 200 ролей. Но есть роли, которые остаются в актёрской памяти навсегда. Это встреча с мировой классикой – роль барона Тузенбаха в спектакле по пьесе Антона Чехова «Три сестры».

Неизгладимый след в творчестве оставила работа над ролями в пьесах Александра Вампилова, постановки которых были осуществлены при непосредственном участии автора: в спектаклях «Старший сын», который шёл на Иркутской сцене 14 лет, и «Прощание в июне», сыгранном более ста раз. Уже после трагический гибели драматурга были интересные работы в «Провинциальных анекдотах» у режиссёра Семёна Казимировского и в «Вороньей роще» у Изяслава Борисова. Яркими были роли в постановках «Живи и помни», «Деньги для Марии» и «Прощание с Матёрой» – работа в них и общение с писателем Валентином Григорьевичем Распутиным навсегда останутся в памяти актера.

С благодарностью вспоминает Валерий Жуков имена замечательных режиссёров: Александра Шатрина, у которого работал в спектаклях «Суббота, воскресенье, понедельник», «Дипломат», «Мсье Топаз», «Сотворившая чудо», «Через сто лет в берёзовой роще»; Владимира Симоновского, постановщика спектаклей «Жаворонок», «Старший сын», «Человек и Джентльмен», «Иркутская история»; Бориса Дубенского, поставившего «Забыть Герострата» и «Свадьбу Кречинского»; Вячеслава Кокорина, Геннадия Гущина, Сергея Тищенко, – режиссёров очень разных, но, несомненно, интересных, работа с которыми приносила чувство огромного удовлетворения. Благодарен он Олегу Пермякову за удивительную роль Лейзера в спектакле «Поминальная молитва», 200-ю по счёту в репертуарном листе артиста, и, конечно, за роль пана Хмелика в великолепном «Соло для часов с боем».

Валерий Михайлович и сам некоторое время по совместительству работал главным режиссёром на Иркутском радио, читал стихи и прозу: пригодились уроки больших мастеров этого жанра – преподавателя по речи Иосифа Захаровича Тверского, ученика Юрия Левитана, и заслуженного артиста РСФСР, лауреата Государственной премии Владимира Серебрякова. Как режиссёр, Валерий Жуков поставил в театре «Сказку о золотой рыбке» и спектакль-концерт, посвящённый 50-летию Победы, «День Победы среди войны», на Иркутском телевидении осуществил постановку телеспектакля по произведению Юджина О’Нила «В зоне военных действий».

Вот что говорит о совместной работе с актёром заслуженная артистка России Тамара Панасюк: «Работая во многих спектаклях, я всегда довольна партнёрством с Жуковым. Последняя наша совместная работа – спектакль «Правда – хорошо, а счастье лучше», где Валерий Михайлович играет Силу Ерофеевича Грознова. Настолько трепетный, внимательный и серьёзный, с огромной внутренней болью приходит он ко мне на свидание; всё это написано в его глазах. И когда я, глядя в эти глаза, хватаю его за руки со словами: «Это ты? Это ты?», – то глаза его наполняются влагой, и слеза начинает бежать по щеке, у меня в горле возникает комок, мне становится трудно говорить. После этого момента чувство радости переполняет нас, оно дарит энергию для дальнейшей сцены, для расспросов, воспоминаний о нашей жизни. В зале во время этого диалога несколько раз звучат зрительские аплодисменты. И успех этой сцены я отношу к таланту моего партнёра». Сегодня Валерий Жуков находится в отличной форме, он полон творческих сил и любви. Любви к своей маме, Римме Юдковне, любви к супруге, актрисе Эмме Алексеевой, любви к своим близким и друзьям. Он полон неиссякаемой любви к родному Иркутскому драматическому театру, театру своей юности и зрелости. И, конечно, к лучшему в мире иркутскому зрителю.

Автор: 
Юрий МАЙОРНИКОВ
03.08.2010