Режим для слабовидящих Обычный режим

цвета сайта:

размер шрифта:

Тихоокеанский прилив на охлопковской сцене

Версия для печатиВерсия для печати

Девять дней на подмостках старейшего театра Сибири при полном зале шли спектакли Камчатского краевого театра драмы и комедии. Артисты из Петропавловска-Камчатского – давние друзья охлопковцев и желанные гости иркутян. Долгие годы они являются завсегдатаями международного фестиваля современной драматургии им. Александра Вампилова. Иркутская драма тоже успела побывать со своими работами на берегах Авачинской бухты.
 

И вот – новая встреча: обменные гастроли. В конце сентября жители прибайкальской столицы оценили пять постановок камчатского театра, а камчадалы в ноябре будут встречать иркутских артистов с шестью спектаклями.
 

– Мы рады приехать к нашим давним-давним друзьям, – отметила на пресс-конференции по случаю гастролей художественный руководитель Камчатского краевого театра драмы и комедии народная артистка России Анна Савельева. – Последние большие гастроли в Иркутск у нас были в 2003 году, потом мы встречались на Вампиловском фестивале. И наконец, вновь можем представить иркутянам россыпь наших лучших спектаклей.
 

Предводитель камчатского творческого десанта подчеркнула, что не меньше трети артистов ее театра – выпускники Иркутского театрального училища, у многих в нашем городе живут родители, близкие, друзья, у многих с ним связаны самые теплые и дорогие воспоминания. Среди них – участники нынешних гастролей главный художник театра Леся Беспальчая, заслуженная артистка России Татьяна Артемьева, артистка Екатерина Пивинская, артисты Дмитрий Андрюхин и Павел Шмаков, совсем недавно принятый в театральную семью Петропавловска-Камчатского. Они переживают особенный трепет ответственности, когда знают, что в зале есть близко заинтересованные люди.
 

– Я могу бесконечно говорить о своей любви к Иркутску, к Иркутскому театральному училищу, – продолжила Татьяна Артемьева, – о любви к вашему театру, на сцене которого в 2003 году мне вручали звание заслуженной артистки. Никогда не забуду своих однокашников, нашего мастера курса Бориса Самуиловича Райкина, которого, конечно же, в Иркутске с благодарностью помнят. Я и замуж здесь вышла. А в охлопковском театре многие из нас мечтали работать, впервые пробовали свои неокрепшие силы в его новогодних постановках. Наше необыкновенное братство с годами только крепнет.
 

Заслуженный артист России Вячеслав Таратынов не преминул сказать о том, как волнительно и приятно работать в пространстве театра такой чудесной архитектуры, как Иркутский академический, в стенах, хранящих предания благородной старины, богатые художественные традиции. Говорили наши гости и об атмосфере гостеприимства и сердечности, которой охлопковцы умеют окружить приезжих коллег. Главный художник Камчатского театра Леся Беспальчая в 2006 году оформляла для Иркутского драмтеатра спектакль. Отмечает, с какой искренней эмпатией здесь встречают приезжего творца. Это качество, подчеркивает Леся, особенно драгоценно во время гастролей, которые всегда являются стрессом, ведь надо в короткий срок приспособиться к иному пространству, иному звучанию зала, к иному зрителю.
 

– В Иркутском драмтеатре этот стресс всегда переживается легко, – делится Леся Беспальчая. – Все работники цехов: осветители, монтировщики, звукооператоры – все помогают нам как братьям по ремеслу, которых надо поддержать. За это, конечно, спасибо.
 

На суд иркутских театралов гости предложили разнохарактерные постановки, так что ни один из гастрольных вечеров не был похож на другой.
 

Две пьесы Островского приятно удивили свежестью подхода. Одна из самых популярных – «Красавец-мужчина» в режиссуре Бориса Гуревича – прозвучала совсем по-сегодняшнему, даже старомосковский разговорный стиль позапрошлого века окрасился актуальными интонациями. Увидеть Островского как абсолютно современного и ничуть не потускневшего автора помогла и оригинальная мобильная сценография спектакля. История беззастенчивого альфонса, привыкшего ловко манипулировать женщинами и присваивать их ресурсы, кажется, написана только вчера.
 

Вторая из комедий Александра Островского – «Блажь» – создана им в соавторстве с Петром Невежиным. Она о том, как хищник-управляющий завладевает имением романтически настроенной хозяйки. Перед нами жгучая «коррида» имущественных и денежных притязаний на фоне смехотворно запоздалой, наивной и уязвимой любви. Режиссер Александр Загораев остроумно и точно показывает нам, как в человеческих характерах и поступках причудливо перемешаны расчет и опьянение искушением, несентиментальная выгода и лихорадка вожделения.
 

Настоящим кульбитом от комедий классических и отечественных, а потому и настоящим сюрпризом для зрителей стала постановка по тексту современного американского драматурга Кена Людвига «Игра на три миллиона». История двух бродячих комедиантов, уставших эксплуатировать поднадоевшего публике батеньку Шекспира и подавшихся с горя в «племянницы» к одинокой миллионерше.  Сюжет не нов, фокус с переодеванием мужчин в неуклюжих провинциалок, что называется, давно «битая карта», а вот смешно – и все тут.
 

В глубокой, острой, блистательной комедии Бомарше «Женитьба Фигаро» – настоящей театральной жемчужине всех времен и народов – зритель по праву искал если не новизны, то хотя бы избытка жизни. Нашел, по крайней мере, много клоунады, акробатики, скоморошества, притянутые за уши хиты Адриано Челентано и очень красивую сценографию Леси Беспальчей на грани стилизованного ампира и арт-деко.
 

Особняком в камчатском параде стоял спектакль, жанрово обозначенный как «психодрамабалет» «Медея». Трагедия Людмилы Разумовской на тему античного мифа, поставленная Анной Фекетой, известной театралам в качестве художественного руководителя Иркутского музыкального театра имени Н.М. Загурского, конечно, стала самой большой интригой гастролей.
 

 «…Ибо сильна, как смерть, любовь. Жестока, как ад, ревность, стрелы ее – стрелы огненные». Эти слова из книги Соломона недаром вынесены в эпиграф постановки. В них – сам дух этого произведения, которое не так часто отваживаются ставить на сцене: слишком высокое трагедийное напряжение задано и жестоким сюжетом, и страстными диалогами, и внутренним наполнением главной роли. В центре судьба женщины, любившей так исступленно и тотально, что это заставило ее отречься от семьи и отечества, забыть дочерний долг, привязанность сестры, страх перед кровавым преступлением и предательством соплеменников. Судьба оставленной возлюбленной, мстившей за поруганные чувства так безоглядно и яростно, что ее не остановил даже ужас перед убийством собственных детей.
 

Высокий пафос этой древней легенды Анна Фекета превосходно доносит через выразительные пластические решения, пронизывающие текстовую ткань действия. Умело и тонко вплетая хореографическое полотно в событийную основу, она добивается необыкновенно эффектных и выпуклых по смыслу мизансцен. Видеоряд спектакля словно вычеканивается в сознании, подобно графическим сценам на греческих амфорах. Рисунок движений лаконичен и вместе с тем красноречив. Все это было бы совсем чудесно, соответствуй физическое воплощение красоте и богатству замысла режиссера. Воплощение чуть отставало, актерам не хватало даже не столько тренированности, сколько внутренней энергии для выражения обостренных чувств. И все же потрясение «Медеей» состоялось.
 

Как в целом состоялся и желанный праздник встречи на приветливой иркутской земле, на теплой охлопковской сцене.

Автор: 
Марина Рыбак
08.10.2018