Будь в курсе
событий театра

Театр 2014: Шесть ангелов на иркутской сцене

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

В Иркутске продолжаются гастроли Сахалинского международного театрального центра им. А. П. Чехова. В понедельник, 8 сентября, на сцене драмтеатра им. Охлопкова сахалинцы показывали спектакль «Прекрасное далеко» - «грустную утопию» о том, что поиск Бога не заканчивается и после смерти.
 

Действие «Прекрасного далека» происходит в раю. Все герои – ангелы. Если бы мы попытались дать жанровое определение пьесе, то можно было бы сказать, что это философская притча. Притча способна дать мудрость. В чем же мудрость «Прекрасного далека»? Ответом на этот вопрос послужит тот факт, что в пьесе все ангелы называют земную жизнь: «свобода». Человек свободен, потому что он может любить. Для ангелов же это чувство – загадка.
 

В «эсхатологии» Данилы Привалова (автор пьесы) рай больше напоминает чистилище – душа умершего не находит успокоения; получается что-то вроде жизни по инерции. Освободительная сила духовного катарсиса оказывается выборочной. Ангелы не помнят, например, как ругаться, но помнят причину своей смерти на земле. То есть частично они сохраняют земное сознание. Фундаментальные философские вопросы остаются без ответа. Экзистенциальные муки продолжаются. Из мира земного души умерших выбросило на край, периферию Вселенной и, кажется, еще дальше от Бога. Не раз за спектакль прозвучит – «Куда жить?» Вопрос, в котором явственно чувствуется платоновская интонация.
 

Впрочем, как выяснится, и из этого рая можно сбежать, что и удается двум ангелам Васе и Марусе. Вкусив запретный плод, оба будут изгнаны из рая. Куда – неизвестно. Возможно, в то самое «прекрасное далеко».
 

Сложилось впечатление, что Александр Агеев (исполнитель роли «Васи») не умеет работать с перспективой. Неверное распределение акцентов привело к тому, что Агеев запутался и в результате сжевал все кульминационные моменты роли. Весь спектакль он будто пытался сосредоточиться на своем персонаже, отчего в движениях его возникла топорность. Эмоции Агееву пришлось выдавливать, и даже здесь он не проявил должного старания. Про игру Татьяны Никоновой (Маруся) можно сказать коротко – ломание.
 

Мы указываем на недостатки постановки сразу. Во-первых, по причине их малочисленности. Во-вторых, чтобы дальнейшее внимание сосредоточить на достоинствах.
 

Безукоризненно исполнили роли Клара Кисенкова (народный артист РСФСР) и Виктор Черноскутов. Вот где мастерство! Их исполнение – творческие вершины спектакля и спасительные огни для заплутавших артистов. Само появление на сцене Кисенковой или Черноскутова уже завораживает. И не важно, какое действие требуется в конкретный момент времени – для них не существует невыполнимых задач. Чувствуется, что в этих артистах внутренняя работа происходит постоянно: силы расходуются целесообразно поставленным целям, движения, даже самые простые, наполнены содержанием. Наконец, просто слушая их речь, получаешь ни с чем несравнимое удовольствие.
 

Хорошо справился с ролью Сергей Авдиенко. И хоть его и «заносило» несколько раз за спектакль, в целом игра оставляет положительные впечатления. Интересно, что спокойные, проникновенные куски роли получались лучше. Возможно, роль «Васи» следовало дать ему? Думается, Авдиенко бы не растерялся и сыграл убедительнее Агеева.
 

Интересен и Владимир Байдалов. Его персонаж – ангел Серега – вышел самым громкоголосым. Но в относительно тихом и спокойном мире ангелов это даже плюс. Все равно, что добавить красок в грустный, полуосязаемый пейзаж. Причем «своей краски» Байдалов добавил умело, так, что общая картина ожила и приобрела выразительности.
 

Сценографическое изображение рая получилось несколько аскетичным. Но это и хорошо, поскольку соответсвтует духу пьесы. Декораций - минимум. Зеркала на сцене добавили пространства, висевшая за ними плотная черная ткань дала ощущение глубины. Благодаря этим техническим решениям, высвечиваемая насыщенным желтым светом сцена, словно повисла в холодном космосе.
 

Итак, «Прекрасное далеко» - это, несомненно, успех сахалинцев на иркутской сцене. Да, промахи есть, но численный и главное качественный перевес на стороне достоинств. Браво!

Автор: 
Федор Климанов
11.09.2014