Будь в курсе
событий театра

Тайны драматургии Вампилова

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

В работе Всероссийского фестиваля современной драматургии им. А. Вампилова большое место занимали круглые столы, на которых обсуждались важнейшие для театра темы. Для их проведения были приглашены из Москвы театральные критики: кандидат искусствоведения Вера Максимова, доктор филологических наук Капитолина Кокшенева, обозреватель журнала «Современная драматургия» Валерий Бегунов, писатель Олег Павлов. В дискуссиях принимали участие преподаватели иркутских университетов, режиссеры, актеры, журналисты.
 

Первый круглый стол назывался «Александр Вампилов – борьба за человека». Начал обсуждение писатель Олег Павлов:
 

– Определение «борьба за человека» пришло из советского времени. Создается впечатление, что за человека кто-то и когда-то боролся, но возможна ли эта борьба в принципе? Если говорить об искусстве, мы не знаем, каким образом оно влияет на человека. Существовал миф о духовности, о том, что искусство – это прививка нравственности. Когда Андрею Тарковскому задали вопрос: «Может ли искусство изменить мир?» – он ответил: «Если бы могло, мир давно бы поменялся». Но если искусство не может прямо воздействовать на человека, тогда в чем его сила?
 

Личность состоит из памяти, которая формирует жизненные реакции и мировоззрение. Когда искусство входит в человеческую память, оно становится частью его личности. Все прочитанные или увиденные произведения запомнить невозможно, сохраняются только художественные образы. У Вампилова они состоят из борьбы за человека, обладающего нравственной силой. Я называю их образами правды.
 

Доводы Олега Павлова показались участникам дискуссии спорными. Писателю возразил народный артист СССР, художественный руководитель Московского театра им. Ермоловой Владимир Андреев:
 

– Может ли искусство сохранить или изменить мир? Судьбы и жизни людей, которые не способны воспринимать искусство, изменить нельзя, но отдельного человека сохранить и изменить можно. Чтобы перерождение произошло, в разговоре с человеком художник должен найти верный тон. Мой учитель, великий режиссер Андрей Лобанов, говорил, что верный тон посещает тебя только тогда, когда ты не врешь.
 

Народ, кто сам себе не врет, 
Народ, кто враг духовной лени, 
Лишь тот, кто мыслит, тот народ, 
Все остальное – населенье.
 

В дискуссии Вампилов был отнесен к поколению «шестидесятников», его личность сравнивалась с Аксеновым и Шпаликовым. О том, как драматург впервые появился в Москве, вспоминала кандидат искусствоведения Вера Максимова:
 

– У него было фантастическое обаяние. Вампилов прорвался в мир большого искусства не только потому, что его открыла заведующая литературной частью Ермоловского театра Елена Якушкина. Он сохранял святую наивность веры в светлое начало жизни, которая делала его личность центром притяжения. Хотелось разгадать его тайну.
 

В пьесах Вампилова мало проповеднического и ничего нет, что связано с поучением. Нет людей правды, как нет и людей свободы. Против кого восстал Шаманов в пьесе «Прошлым летом в Чулимске»? На чем основано упрямство Валентины? Как истинный художник, Вампилов прослеживал обоснованность того или иного поступка человека, но у него была своя логика. Иррациональное начало его пьес огромно, чувствуется влияние на формирование его личности восточной культуры. Его герои, как и сам автор, часто обманывались, но не ошибались.
 

Вампилов был пронзителен и бесконечно талантлив. Он никогда не был в оппозиции, он просто писал о человеке – продукте своего времени. «Утиная охота» – это произведение скептика, ярко выражающее недовольство собой, но это недовольство только Зилова, а не его автора. Убеждена, театр еще не знает, как ставить эту пьесу, она не дочитана, финал часто договаривают за драматурга.
 

Новое прочтение феномена драматургии Вампилова предложила доктор филологии, профессор Иркутского государственного университета Ирина Плеханова:
 

– Вампилов открыл в своих пьесах автономного героя, который ни от кого и ни от чего не зависит. Ничего советского в его пьесах нет, он был свободен и от советского времени, и от мифа соборности. Мы часто забываем, что наполовину он был бурятом, а по материнской линии – потомком священников.
 

Вампилов автономен от среды и воспитания, это личность, которая сама решает, какой ей быть. Все его сюжеты связаны с воскресением человека, его герои начинают с греха, а дальше возникает проблема: произойдет ли это воскресение или грехопадение продолжится. Дружба для Вампилова менее всего важна, друг может продать за копейку, как в «Утиной охоте». Наверное, в этой автономности и заключается тайна Вампилова, он был свободен от времени, как все его герои свободны от фантома судьбы, своей жизнью они пытаются управлять сами.
 

Как бы парадоксально ни звучало, но основная тема Вампилова – это способность человека воскреснуть не при помощи внешних обстоятельств, а по собственной воле. Драматург был убежден, что любовь не спасает, человека может спасти только красота. У Вампилова чудо преображения героев происходит за несколько часов. Так, Шаманов воскресает за сутки.
 

Надо заметить, о вере, правде и свободе человека дискутировали немало. «Если мир создан по образу Божьему, – говорила доктор филологии Капитолина Кокшенева, – то и к искусству надо подходить с такой же высокой мерой»:
 

– Вампилов дает повод, чтобы поговорить о вере, правде, свободе и еще об одиночестве творчества. Все талантливые люди живут достаточно изолировано – это состояние обеспечивает им свободу от среды. Талантливый человек живет не только в своем времени, он может предугадывать будущее, осваивать большие пространства. Когда сегодня мы читаем Вампилова, то воспринимаем его творчество сообразно опыту собственной жизни.
 

Высший критерий в искусстве должен быть доступен разуму. Вампилов был художником, для которого социум преломлялся на внимание к человеку. Драматургу было важно, что со всеми нами происходит и по какому пути мы пойдем. Многое из того, что происходит сегодня, он предугадал.
 

Уже несколько поколений ученых написали диссертации, анализируя рассказы, стихи и пьесы этого автора. Но сколько бы мы ни говорили о его творчест-ве, многое остается недосказанным. Театральных удач за всю историю постановок пьес Вампилова было немного, потому что режиссеры и актеры не до конца понимают феномен его драматургии. Думаю, что театру еще предстоит его открыть.

Автор: 
Светлана Жартун
28.09.2007