Будь в курсе
событий театра

Такой неоднозначный Исаак Бабель

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Скоро-скоро! В театре состоится премьера спектакля по пьесе драматурга

Исаак Эммануилович Бабель (1894-1940), советский писатель, журналист и драматург, известный своими «Одесскими рассказами» и сборником «Конармия» о Первой Конной Армии Будённого. Ярко и полно отразил драматические коллизии Гражданской войны в колоритных по языку новеллах сборников «Конармия» (1926), «Одесские рассказы» (1931); пьесах –  «Закат» (1928) и «Мария» (1935). Репрессирован;  реабилитирован посмертно.
Настоящая фамилия – Бобель, псевдонимы — Баб-Эль, Кирилл Васильевич Лютов.


----------------------------------------------------------------
Биография Бабеля имеет ряд пробелов и неточностей, связанных с тем, что автобиографические заметки, оставленные самим писателем, во многом являются приукрашенными, изменёнными, или даже «чистым вымыслом» в соответствии с художественным замыслом или политическим диктатом времени.
Его творчеству также трудно дать конкретную оценку. В зависимости от времени, политического строя, предпочтений в обществе и личных взглядов авторитетных людей – Бабель то возносился, то подвергался гонениям.
Одно точно и ясно – равнодушным Бабель никого оставлял.
----------------------------------------------------------------


Родился Исаак Эммануилович Бабель 30 июня (12 июля) 1894 в Одессе. Согласно его автобиографии, помимо традиционных дисциплин в школе он частным образом изучал древнееврейский язык, Библию и Талмуд. Как пишут исследователи его жизни, к 13-14 годам Бабель прочел 11 томов «Истории государства Российского» Николая Карамзина, произведения Расина, Корнеля, Мольера. Увлечение французским языком (под влиянием учителя французского языка) привело к сочинению первых рассказов — по-французски, которые до нас не дошли. Бабель также свободно владел идишем, переводами с языка идиш на русский. Он мастерски передавал на русском языке стилистику литературы, созданной на идиш. Особенно это заметно в его «Одесских рассказах» 1931 года, где местами прямая речь его героев является подстрочным переводом с идиша.

Первые рассказы Исаака Бабеля на русском языке появились в 1916 году в журнале «Летопись», основанном Максимом Горьким («Элья Исаакович и Маргарита Прокофьевна» и «Мама, Римма и Алла»). Эти публикации привлекли внимание, и писателя собрались судить за порнографию (1001-я статья), чему помешала революция. По совету Горького, Бабель «ушёл в люди» и переменил несколько профессий.

Осенью 1917 года Бабель, отслужив несколько месяцев рядовым, дезертировал и пробрался в Петроград, где в декабре 1917 года пошёл работать в ЧК, затем работал в Наркомпрос и в продовольственных экспедициях. Печатался в газете «Новая жизнь». Находясь во власти романтических иллюзий, писатель надеялся на справедливость революции. Он считал: «Такова идея, ее нужно провести до конца. Надо же как-нибудь делать революцию». Но изображение разрухи опрокидывало «идею», поселяло в ней сомнение.  

В 1920 Бабель был бойцом и политработником Конной армии под командованием Семёна Будённого, писал агитационные статьи, вел дневник военных действий, а также свой личный дневник. В 1924 опубликовал ряд рассказов, позднее составивших циклы «Конармия» и «Одесские рассказы».

Советская критика тех лет, отдавая должное таланту и значению творчества Бабеля, указывала на «антипатию делу рабочего класса» и упрекала его в «натурализме и апологии стихийного начала и романтизации бандитизма». Творчество Бабеля не раз подвергалось критике за «идеализацию хулиганства» и «тягу к мещанскому подполью». Писали, что в «Одесских рассказах» Бабель в романтическом ключе рисует жизнь еврейских уголовников начала XX века, находя в обиходе воров, налётчиков, а также мастеровых и мелких торговцев экзотические черты и сильные характеры. Самым запоминающимся героем этих рассказов являлся еврей-налётчик Беня Крик (его прототип — легендарный Мишка Япончик).

Первые публикации рассказов цикла «Конармия» оказались в явном контрасте с революционной пропагандой того времени, создававшей героические мифы о красноармейцах. У Бабеля появились недоброжелатели. Сталин считал, что Бабель писал о «вещах, которые не понимал». Климент Ворошилов жаловался главе Коминтерна, что стиль произведения о Конармии был «неприемлемым». Семён Будённый был в ярости от того, как Бабель описал жизнь и быт конармейцев и назвал его «дегенератом от литературы». «Правда» напечатала открытое письмо Буденного Горькому, где Бабель был вновь обвинен в клевете на Первую конную. Но Горький не отрекся от Бабеля (их дружба продолжалась и в 1930-е). Бабель пребывал под покровительством Горького, что гарантировало публикацию книги «Конармия», однако напряжение вокруг его имени сохранялось. В ответ на нападки Будённого, Горький заявил: «Читатель внимательный, я не нахожу в книге Бабеля ничего «карикатурно-пасквильного», наоборот: его книга возбудила у меня к бойцам «Конармии» и любовь, и уважение, показав их действительно героями, — бесстрашные, они глубоко чувствуют величие своей борьбы». Дискуссия продолжалась до 1928 года.

Кризис настиг писателя в зените творческой зрелости. Перу Бабеля принадлежит также несколько сценариев, он сотрудничал с Сергеем Эйзенштейном. Еще до выхода «Конармии» отдельной книгой началась работа Бабеля над сценариями: «Беня Крик», «Блуждающие звезды». Умение видеть мир как зрелище казалось Бабелю дорогой к новым работам. Но писатель счел сценарии неудачными.  Чуть позже большой травмой для писателя будет отвергнутая цензурой совместная с режиссером работа над фильмом «Бежин луг» (запрещен и уничтожен).

В 1928 году Бабель опубликовал пьесу «Закат», в 1935 — пьесу «Мария». Мастер короткого рассказа, Бабель стремился к лаконизму и точности, сочетая в образах своих персонажей, сюжетных коллизиях и описаниях огромный темперамент с внешним бесстрастием. Цветистый, перегруженный метафорами язык его ранних рассказов в дальнейшем сменился строгой и сдержанной повествовательной манерой.

В 30-е годы Бабель прекрасно осознавал, что его разногласия с эпохой — отнюдь не стилистического порядка. В письмах к родным он жаловался на страх, который вызывает у редактора чрезмерная злободневность его рассказов. Однако его художественный потенциал был неисчерпаем. Едва ли не в самые трагические для страны дни — в 1937 — Бабель создает еще одну великую притчу — «Ди Грассо». Он опять изобразил смещенный страстью мир. Только теперь эта страсть — искусство.

В мае 1939 Исаак Бабель был арестован по обвинению в «антисоветской заговорщической террористической деятельности», под пытками дал ложные показания, расстрелян 27 января 1940. При аресте были изъяты все рукописи Бабеля — 24 папки. Как полагает вдова писателя Антонина Пирожкова (которая с первых дней ареста боролась за Бабеля), это были наброски и планы рассказов, два начатых романа, переводы, дневники, записные книжки, личные письма к жене. Сегодня они до сих пор не найдены.

С  1939 по 1955 год имя Бабеля было изъято из советской литературы. В 1954 году писатель посмертно реабилитирован.  В заключении военного прокурора о реабилитации Бабеля было сказано: «Что послужило основанием для его ареста из материалов дела не видно, так как постановление на арест было оформлено 23 июня 1939, то есть через 35 дней после ареста Бабеля».

При активном содействии Константина Паустовского, любившего Бабеля и оставившего о нём тёплые воспоминания, с середины 50-х Бабель был возвращён в советскую литературу, при этом его произведения подвергались сильной цензуре. В 1957 году был издан сборник «Избранное» с предисловием Ильи Эренбурга, который назвал Исаака Бабеля одним из выдающихся писателей XX века, блестящим стилистом и мастером новеллы.

Творчество Бабеля оказало огромное влияние на литераторов так называемой «южнорусской школы» (Ильф, Петров, Олеша, Катаев, Паустовский, Светлов, Багрицкий) и получило широкое признание в Советском Союзе, его книги переведены на многие иностранные языки.

Произведения Исаака Бабеля вызывают интерес во всём мире. Так, Хорхе Луис Борхес в молодости писал про «Конармию»: «Музыка его стиля контрастирует с почти невыразимой жестокостью некоторых сцен».

Смотрите 26, 27 марта 2014 года на Основной сцене театра постановку по пьесе Исаака Бабеля «Закат». Режиссер - заслуженный деятель искусств России Олег Пермяков.


Подготовлено по материалам: piplz.ru, people.su, bibliotekar.ru, litra.ru, ru.wikipedia.org
 

19.02.2014