Будь в курсе
событий театра

«Судьба моя, театр»

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати
18 апреля в Иркутском академическом драматическом театре имени Н.П. Охлопкова состоится вечер, посвященный творческому пути народного артиста России, лауреата Национальной премии «Золотая маска», почетного гражданина Иркутска и Иркутской области, народного артиста России, приуроченный к его юбилею. 
 
Дорога в Иркутск
 
Виталий Венгер родился в Москве. В 1933 году вместе с родителями переехал в Берлин, куда его отец был командирован по линии наркомата внешней торговли. В 1936 году пошел в советскую школу при посольстве СССР. Спустя два года вернулся вместе с родителями в Москву.
 
После начала Великой Отечественной войны семья Виталия Венгера на два года была эвакуирована в Барнаул. В 1945 году Виталий Константинович экстерном окончил среднюю вечернюю школу и поступил в Высшее театральное училище имени Б.В. Щукина при театре имени Е. Вахтангова. Учителями Венгера были Рубен Симонов, Цецилия  Мансурова, Иосиф Толчанов, Анна Орочко, которые, в свою очередь, учились у Евгения Вахтангова.
 
Окончив училище по специальности «артист драмтеатра» в 1950 году, Венгер был направлен по распределению в Иркутский драматический театр. По воспоминаниям Виталия Константиновича, распределение семья встретила с настороженностью. Бабушка, например, на дорогу зашила в подкладку пальто нательный крестик, чтобы Бог оберегал внука в далекой стороне.
 
– После Москвы Иркутск – глухомань. В письмах родителям я писал: «Милая моему сердцу глухомань». Но почему город оказался милым моему сердцу? За счет одного факта. За счет того, что стояло это грандиознейшее здание облдрамтеатра, – рассказывал Виталий Венгер.
 
– Одно из самых сильных ощуще¬ний счастья испытал, когда впервые побывал на сборе труппы Иркутского драматического театра, – вспоминал Виталий Константинович. – Я увидел армаду великолепных артистов: Залетный, Руккер, Крамова, Терентьев, Павлов... Они так меня вдохновили, что захотелось сразу же начать работать, срочно выучить какую-нибудь роль! Первые пять лет главных героев я, конечно, не играл, занят был в основном в эпизодах и массовых сценах. Коллектив ко мне отнесся очень хорошо: именитые артисты сразу же на равных обсуждали со мной, только что выпустившимся студентом, драматургический материал, помогали работать над эпизодами. Благодаря фантазии и каким-то внутренним «разведкам», мне удавалось увеличивать размеры небольших ролей. Еще я всегда прилично гримировался и в одном спектакле играл в гриме китайца – эту мою работу впервые отметила пресса. А по-настоящему творчески «задышал» в театре, когда в 1951 году вернулся из армии Виктор Егунов, в будущем народный артист России. Мы встретились, сдружились, потому что очень похожи: оба с юмором, характерные артисты, – и это товарищество продолжалось всю жизнь... Мы с ним были одной крови.
 
Актер и педагог
 
В 1951 году Виталий Венгер встретил свою жену Эльзу. Спустя четыре года родилась дочь Наталья. С 1978 по 1980 год Виталий Константинович играл на сцене Московского театра сатиры. Но, не выдержав разлуки с близкими людьми и с уже родным охлопковским театром, Виталий Венгер вернулся в Иркутск.
 
За годы службы в иркутской драме Виталий Константинович сыграл свыше трехсот ролей, среди которых были Лаэрт  в шекспировском «Гамлете», Петр Иванович Адуев («Обыкновенная история»), Виктор («Варшавская мелодия»), Волконский («Записки княгини Волконской»), Лир («Король Лир»), Несчастливцев («Лес»), Серебряков («Дядя Ваня»), Дорн («Чайка»), Тиресий («Эдип-царь»), Абель («Соло для часов с боем») и многие-многие другие.
 
Роли, сыгранные Виталием Венгером, поражают своим разнообразием. Они всегда были неожиданны в том, как трактовал их артист, и всегда отмечены высокой профессиональной и человеческой зрелостью. Виталий Константинович был блестящ как в комедийных, так и в трагических, как острохарактерных, так и глубоко психологических образах. Вспомнить Тарелкина в спектакле «Смерть Тарелкина» по пьесе А. Сухово-Кобылина, совершенно ошарашивающего «внутренним содержанием», или Мэкки-Ножа в «Трехгрошовой опере» Б. Брехта, полного эксцентрики и «вешней» игры. Особенно любимой иркутскими зрителями была роль Подколесина в гоголевской «Женитьбе», внешний облик которого Венгер словно срисовал с писателя.
Говорить о творческих работах Виталия Константиновича можно бесконечно – каждый образ подобен целой жизни, познание граней которой может занять вечность. Но нельзя обойти стороной роль Тевье в постановке «Поминальная молитва» Г. Горина, ставшую последней в бесконечном ряду актерских удач Венгера. В Тевье-молочнике он передал всю ту трагедию и печаль еврейского народа, который оказался гонимым и вечно страдающим. Он не просто отец семейства, чье сердце болит за каждую дочку. Он – мудрый наставник для соседей по деревне, открытый и доверчивый, готовый помочь каждому, кто в этом нуждается.
 
Многие годы Виталий Венгер, продолжая играть на сцене охлопковского театра, преподавал в Иркутском театральном училище, являлся его художественным руководителем. Он воспитал множество замечательных артистов, которые сегодня стали известными артистами театров не только Иркутска, но и всей страны.
 
В созвездии Венгера
 
Мастерство Виталия Константиновича подтверждено множеством премий и наград. В 1967 году он стал кавалером ордена «Знак Почета» и получил медаль «За доблестный труд». В 1995 году стал лауреатом Государственной премии Российской Федерации за активную творческую деятельность и за роль Подколесина в спектакле «Женитьба».
 
Виталий Венгер состоялся и на писательском поприще. Его перу принадлежат книги «Судьба моя, театр» (1986 год), «Монолог актера: История жизни на сцене» (1998), «Венгершарж» (2003), «Птицы небесные» (2008), «Судьбы моей столица» (2012), «Вот тебе и здрасьте! Байки дядюшки Вилли» (2013), «Перекрестки судьбы. Записки сибирского вахтанговца» (2014). Кроме того, Виталий Константинович являлся членом редакционной коллегии книг «А. Вампилов. Драматургическое наследие», «Мое слово о Вампилове» и книги воспоминаний народного артиста России Виктора Егунова «Второй после всевышнего».
 
Виталий Венгер – легенда и гордость иркутской театральной сцены. 18 апреля охлопковцы соберутся в теплой, дружеской обстановке, чтобы вспомнить доброго друга и верного товарища. А вечером посвятят Мастеру спектакль «Поминальная молитва».
 
Фото: 
Анатолий Бызов
Автор: 
Елена Кондакова
17.04.2018