Будь в курсе
событий театра

Страсть до каторги доведёт

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Cпектакль-предупреждение на сцене Иркутского драмтеатра.
 

Обычная история, превратившаяся в триллер, или только «возможные события в 2-х действиях»? Судить предстоит зрителям, посмотревшим спектакль, основанный на очерке Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».
 

Режиссёр (заслуженный деятель искусств России Алексей Песегов) обычно не делает «переносов» - не ставит один спектакль на разных площадках. Но для драматического театра им. Н.П. Охлопкова сделал исключение, и 9 февраля 2013 года состоялась иркутская премьера «Наваждения Катерины».
 

Постановка по мотивам входящего в школьную программу очерка разворачивается в универсальном пространстве. Чёрная деревянная постройка – это и купеческий дом, и острог, и паром. Над всем – икона, которая начинает вращаться под звуки вьюги во время убийств. Центральные ворота в снах Катерины ведут в «другой мир», где появляются загубленные ею души. В первую очередь – сама купчиха.
 

Роль Катерины Львовны исполнила артистка Анастасия Пушилина. Её героиня томится «как канарейка в клетке», от скуки все движения замедляются… Отдельно стоит обратить внимание на руки: они порой отражают состояние Катерины лучше, чем это могли бы передать слова.
 

В роли соблазнителя Сергея – артист Дмитрий Акимов. С самого начала его образ пугает, это (отчасти) заслуга нетипичного света, направленного на лицо актёра снизу. Но, как и Катерина, зритель уже вскоре теряет бдительность и верит в искренность чувств героя.
 

Многие моменты в спектакле обыгрываются через параллели. Самыми яркими, пожалуй, являются сцена, где главные герои синхронно перебирают в руках платок и картуз; танцы Сергея (почти купца, а после – каторжника); яблоневый цвет, осыпающий Катерину. Сходство сцен первого и второго действий лишь усиливает контраст между внутренним состоянием главных героев, их отношением друг к другу.
 

Важен становится и темп: томный и «тягучий» ускоряется, резко обрываясь. Отражается это и в движениях героев, и в музыке. Постоянно звучит довольно незамысловатая мелодия (слова известны многим по фильму «Мой ласковый и нежный зверь»). Поют же герои лишь трижды, в переломные моменты, добавляя каждый раз по куплету. После того, как опустят занавес, снова играет знакомая мелодия, призывая зрителей аплодировать в такт.
 

Николай Лесков назвал Катерину Измайлову одним из «типичных женских характеров». Надо надеяться, что имелась в виду только способность страстно любить, забывая обо всём. В инсценировке Алексея Песегова добавлен финал, полностью меняющий взгляд на происходящее. С одной стороны, это предупреждение: даже за мысль о прелюбодеянии женщина будет наказана. С другой – своеобразный «хэппи-энд», оживляющий убитых. Но даже если придерживаться второй точки зрения, в какой-то момент становится страшно: пусть только в мыслях, но «типичная русская женщина» способна совершить не одно преступление.
 

И всё-таки до противоречивого финала – два с половиной часа, наполненные режиссёрскими находками и талантливой актёрской игрой. Историю о том, как «баба запуталась», стоит увидеть и оценить.

Фото: 
Анатолий Бызов
Автор: 
Людмила Чипизубова
20.04.2016