Будь в курсе
событий театра

Спасибо великому Шрётеру!

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати
Ровно 125 лет назад, в конце июля 1893 года, в Иркутск на имя генерал-гебернатора Александра Дмитриевича Горемыкина пришла телеграмма о том, что в конкурсе проектов будущего здания
Иркутского городского театра победила работа знатного петербургского зодчего Виктора Шрётера. В творческом ристалище, организованном Санкт-Петербургским обществом архитекторов, участвовали 34 конкурсанта: мастера из обеих столиц, а также иркутские архитекторы. Но лучшим эксперты признали проект Шрётера, того самого, который удостоился чести перестраивать фасад Мариинского театра после пожара 1880 года. Так был выбран будущий облик одного из старейших и лучших театров Сибири – Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова. Это здание, одно из самых красивых в столице Приангарья, - несомненный зодческий шедевр, жемчужина исторической застройки.
 
Виктор Александрович Шрётер, выходец из балтийских немцев, получил блестящее архитектурное образование, окончив сначала Императорскую Академию художеств, а затем Берлинскую
академию художеств, досконально изучал лучшие традиции и образцы европейского зодчества. За превосходно воплощённые проекты в Северной столице и не только он был удостоен звания
академика архитектуры, дослужился до должности главного архитектора дирекции Императорских театров, одно время редактировал журнал «Зодчий» Санкт-Петербургского общества архитекторов. Им были возведены Нижегородский театр драмы, Грузинский театр оперы и балета в Тбилиси, городской оперный театр в Киеве, другие яркие архитектурные творения. Виктор Александрович имел восьмерых детей. Его сыновья Отто и Георгий также стали градостроителями, дочь Мария известна как художница.
 
Как и многие другие театральные постройки Шрётера, Иркутский городской театр представляет собой хорошо разработанный вариант так называемого «ярусного театра», который объединил в себе все достижения зрелищных построек предшествующих эпох. Он позволяет разместить большое количество зрителей, обеспечить их быструю загрузку и эвакуацию, гарантирует хорошую видимость и акустику. Первоначальный проект был существенно переработан автором навстречу пожеланиям иркутского театрально-строительного комитета. В результате иркутяне получили то, чем мы с удовольствием любуемся по сей день.
 
Сравнительно небольшое, соразмерное человеку, здание, все фрагменты которого мастерски обыграны зодчим, поражает монументальной торжественностью и парадностью. Нас восхищает
лаконичность и чистота форм и радует праздничность декоративных элементов. Постройка прекрасна со всех сторон. Четырёхколонный портик, богато украшенные окна с арочными сводами, барочная лепнина и картуши, фонари на чугунных литых кронштейнах - всё объединено в музыкальной гармонии, всё исполнено аристократизма, всё настраивает на мысли о высоком, на трепетное, благородное восприятие искусства.
 
 
Автор: 
Марина Рыбак
29.07.2018