Режим для слабовидящих Обычный режим

цвета сайта:

размер шрифта:

«Собака больше человек, чем сам человек»

Версия для печатиВерсия для печати
Актриса Камчатского театра драмы и комедии Елена Зорина в качестве режиссера представила иркутскому зрителю на XI Международном театральном фестивале современной драматургии им. Александра Вампилова спектакль «Собаки». Её эксперимент был принят на ура как критиками, так и зрителями. О том, с какими трудностями столкнулась Елена во время подготовки спектакля и почему это спектакль в первую очередь о людях, а не о собаках, узнаете в нашем интервью.
 
– Елена, Вы не первый раз приезжаете на Фестиваль. Каким он был для Вас в этом году?
 
– В этот раз, лично для меня, он был другим, так как я выступала не только как актриса, но и как режиссёр. Это более ответственно, чем приезжать просто в качестве артиста, но благодаря этому я смогла узнать Фестиваль с другой стороны. И в любом случае это безумное счастье, приезжать на Вампиловский: новые знакомства, встречи со старыми друзьями, отовсюду веет теплом и уютом, поэтому впечатления остались исключительно положительные.
 
– Это был первый Ваш опыт в качестве режиссёра?
 
– До этого на Камчатке я уже режиссировала спектакли. Поставила спектакль «Жить». Но чтобы моя постановка поехала с гастролями в другой город – такое было впервые.
 
– Расскажите про спектакль «Собаки». На Фестивале он был заявлен как совместный проект Камчатского отделения Союза театральных деятелей и Иркутского ТЮЗа.
 
– В спектакле у нас занято 25 человек, и вывезти всех для выступления в другой город очень сложно. Мы созвонились с музыкантами из ТЮЗа и рассказали о нашей проблеме. И они нам предложили ставить спектакль совместно. Да, это авантюра, ведь музыканты и актёры были из разных городов и из разных театров, им необходимо было сыграться вместе, а на это порой уходит минимум месяц. Но в итоге, не смотря на все эти сложности, мы решили попробовать сделать спектакль вместе.
 
Летом, когда я была здесь в Иркутске, мы репетировали с местными артистами. И, когда мы приехали из Камчатки со своими артистами, у нас было время только на одну совместную репетицию. Конечно, я и звукорежиссер приехали на пару дней раньше, чтобы успеть прослушать музыкантов, но чтобы спектакль готовился при таких обстоятельствах, такое на Фестивале было впервые.
 
Чего-то похожего на «Собак» на Фестивале еще не было. Мы везли его не в качестве участника конкурсной программы, а как подарок Фестивалю от молодёжи и театрального мира в целом. Всё было сделано с душой, с искренностью, и когда такое делается не ради денег или чего-либо еще, то это всегда получается хорошо.
 
– Чем Вы вдохновлялись, когда создавали «Собак»?
 
– Виктором Цоем и вопросами, который каждый из нас начинает задавать себе с возрастом. Как не потерять себя в этом мире? Как не потерять свою честь, достоинство? Я думаю, что у меня наступил такой возраст, когда я сама себе начала задавать такого рода вопросы. И пусть я не всегда нахожу на них ответы, но сам факт того, что я их задаю – уже своего рода победа. Спектакль как раз именно об этом. Ну и, конечно же, Виктор Цой – один из моих любимых поэтов, который тоже задавал себе эти вопросы, что видно в его творчестве. Я поняла, что через этот спектакль я могу с поговорить ним на эти темы как с поэтом.
 
– Почему именно собаки?
 
– Я дикая любительница собак. Для меня собака – это больше человек, нежели сам человек. Для меня человек – это животное. Я была этим летом на Байкале и когда видела, как люди обращаются с этим святым местом, бросают мусор, позволяют себе аморальное поведение – вот это животные, понимаете? Собаки же – это не животные. У меня в жизни было всего две собаки, они прожили со мной по 12 лет, это были мои друзья, настоящие члены семьи. Как раз во время создания постановки погиб мой пёс, которому было 12 лет. Он был настоящим театральным псом, всегда был со мной, меня даже никто не мог представить без него.
 
В спектакле мы не показываем собак. Мы показываем предательство, что человек может пнуть друга в спину. Собака такого не сделает никогда. Об этом я тоже хотела сказать в спектакле, показать, как человечество в наше время душевно и умственно развратилось и как сильно мне это не нравится.
 
– Как Вас приняла иркутская публика?
 
– Это тоже отдельная история. Я не знаю, как так получилось, но ТЮЗ продал билеты как на детский спектакль. У нас играют песни Виктора Цоя и в принципе рассказывается не детская история, пусть и написанная в стиле «сказка для взрослых». Сначала дети так шумели, что у меня чуть инфаркт не случился. Я думала: «Как мои артисты будут выступать сейчас? У нас ведь даже опыта показа этого спектакля детям не было». Когда же спектакль начался, буквально через несколько минут они затихли и молчали до самого конца. Дети смеялись там, где надо было смеяться, хлопали в те моменты, в какие нужно было хлопать, и в конце все стояли. Для меня это показатель, настоящая личная победа. Даже критики это отметили, что взять так детей, учитывая, что это вообще не их тема – это победа.
 
– Что отметили критики в Вашем спектакле? Что они ругали, что хвалили?
 
– Ничего особо не ругали. Высказали своё личное мнение по поводу определенных показанных картин, но в целом им понравилось. Одна из фраз, которая запала мне в голову – «Мы не пожалели ни секунды, что мы пришли на ваш спектакль». И, пожалуй, это самое главное. По поводу каких-то деталей, костюмов, конечно, тоже каждый высказывал своё мнение, и с ними можно соглашаться или спорить, но ни о каком провале речи не шло. Все мои смыслы, что я вкладывала для умного зрителя, были ими прочитаны и правильно поняты, и мне это приятно.
Автор: 
Павел Зуев
16.11.2017