Будь в курсе
событий театра

Сны наяву по Булгакову

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати
Самая громкая премьера 167-го театрального сезона Иркутского академического театра им. Охлопкова – спектакль «Бег» Михаила Булгакова. Режиссер-постановщик Татьяна Воронина специально приехала из Москвы, чтобы воплотить на иркутской сцене «сны» - именно так Булгаков определил жанр своей пьесы.
 
Сюжет повествует нам о времени Гражданской войны. Военные действия уже практически подходят к концу, красное движение наступает с каждым днем все ближе и ближе. Белые прочти разгромлены. На сцене загорается слабый свет, и перед зрителем предстает «Ноев ковчег» - монастырь, где нашли свое укрытие Высокопреосвященный Африкан (заслуженный артист России Владимир Орехов), белый генерал Чарнота (заслуженный артист России Николай Дубаков), монах Паисий (артист Иван Гущин) и бегущие из Петербурга от советской власти Серафима Корзухина (артистка Анастасия Пушилина) и Сергей Голубков (артист Сергей Дубянский).

Фото из спектакля "Бег"

О победе белых уже нечего и думать, здесь главное не погибнуть и сохранить свое человеческое лицо. Страна утопает в крови и насилии, а самое страшное в этой войне то, что здесь брат идет на брата. Русский человек убивает такого же своего русского товарища. Людей заставляют бежать из своих домов, покидать друзей и близких и искать спасения свои собственные соотечественники. И белые генералы Хлудов (заслуженный артист России Степан Догадин) и Чарнота, и красные командиры сражаются за Родину. Но в случае поражения белых, они вынуждены бежать за пределы страны, потому что на Родине им нет места. Однако, одиноки они и заграницей, в жарком душном Константинополе. Здесь их никто не ждал. Здесь у них нет будущего.
 
«Чертово колесо» кровопролитной войны ломает судьбу каждого героя. Иногда им кажется, что все это лишь страшный сон, полуночный бред, кошмар. Ну не может быть в мире такой жестокости и бесчеловечности! Когда генерал Хлудов видит, что положение белых безвыходно и поражение неминуемо, от отчаяния, бессилия и злости на самого себя он начинает сходить с ума. В порыве гнева он приказывает повестить молодого вестового Крапилина (артист Константин Агеев), и до конца жизни мучается от видений, в которых он молит солдата о прощении.
 
В спектакле упор делается на сомнамбулическое состояние героев. Ни одна сцена не проходит без музыкального 

оформления. Мелодии и звуки зачастую медленные и гулкие. Эхо многократно отражается от стен и разносится по всему театру. Световое оформление Сергея Гаевого выдержано в тусклых и темных тонах, ни в одной сцене свет не освещает пространства полностью. Будто бы во сне мы силимся разглядеть происходящее на сцене, но непременно какая-то деталь ускользает от взора. В некоторых моментах, например, в сцене карточной игры Чарноты с Парамоном Корзухиным (артист Алексей Орлов (I)) в его роскошной квартире в Париже герои двигаются и говорят очень медленно и плавно, словно находясь в воде. Иногда происходят абсурдные и странные вещи - Генерал Хлудов пытается надеть шинель задом наперед, а чемодан предприимчивого Корзухина полон песка.

Фото из спектакля "Бег"

Как и сон, спектакль полон символизма. Голубков попадает на допрос в контрразведку к начальнику Тихому (артист Алексей Орлов (II)). Молодого химика угрожают пытать, если он не подпишет чистосердечное заявление о том, что Серафима Корзухина прибыла в Крым с целью коммунистической пропаганды. Помощник Тихого с холодной пугающей сдержанностью выносит на подносе ярко-красное вино, и на руках у него такие же красные перчатки. Вся остальная одежда героев и декорации выдержаны в темно-серых и грязно-коричневых тонах, поэтому тревожный красный цвет ярко выделяется среди всего прочего. Он словно молчаливо грозно предупреждает Голубкова о возможных последствиях, если он откажется сотрудничать с контрразведкой.
 
Герои спектакля не встречаются друг с другом глазами. Это происходит лишь два раза. В первый раз Серафима долго смотрит в глаза своему мужу Корзухину, ради которого она приехала в Крым, и который теперь отказался от нее и бросил на погибель. Его совершенно не заботит судьба жены. Парамон Корзухин такой тип человека, который в любое время найдет средство наживы. Для него символом и смыслом жизни является доллар. В одной сцене он даже читает ему полный восхищения монолог. Каждое появление Корзухина на сцене сразу же бросается в глаза. Явившись к генералу Хлудову в Симферополе, он единственный одет в модную шляпу и кожаную куртку с богатым мехом, ничуть не смущаясь серых солдатских шинелей вокруг него. Второй раз, уже в Париже, его выкатывают на сцену в золотой ванне полной пены, где он вальяжно лежит и греется в теплой воде. Такое появление заставило многих зрителей в зале приглушить изумленный вздох.
 
Второй зрительный контакт происходит между Хлудовым и Голубковым. Генерал видит в молодом человеке сильного и честного человека, а временами, что кажется полубредом, — убитого им солдата Крапилина.
 
Не каждый из героев выдерживает удары судьбы. Оказавшись за границей, их жизнь превратилась в вечное выживание. 

Фото из спектакля "Бег"

Спасшись от смерти на Родине, они, тем не менее, не могут спокойно жить на чужбине в окружении греков, «тараканьего царя» Артура Артуровича (заслуженный артист России Яков Воронов, артист Глеб Ворошилов) и страшной нищеты. Первой не выдерживает походная жена Чарноты Люська (артистка Марина Елина). Она бросает мужа и друзей и бежит, однако не домой на Родину. Она бежит дальше в Париж, чтобы окружить себя богатством и роскошью, бежит от самой себя, потому что внутри она уже давно выгорела и погибла. Зритель понимает это по тому, как в сцене последней встречи Люськи с Чарнотой в Париже на квартире у Корзухина она облачена по все черное, словно носит траур по самой себе. Лицо ее плотно закрыто черной непрозрачной вуалью так, что никак невозможно разглядеть ее эмоций.
Отдельно нужно сказать о декорациях. Несколько месяцев выстраивались многоярусные масштабные сооружения, которые украшают пространство сцены от пола до потолка. Во втором акте темные холодные тона России сменяются яркой пестротой Константинополя. Оранжевые, красные, желтые флажки, яркие клоунские костюмы жителей города, клубы дыма, музыка – все это создает атмосферу страшного бредового карнавала, от которого очень хочется проснуться. Благодаря декорациям спектакль выглядит сюрреалистично и невероятно красиво, а местами создается ощущение, что перед нами не сцена с актерами, а экран телевизора с мощными спецэффектами.
 
Бег героев не прекращается на чужбине. Они, наконец-то, понимают, что этот кошмарный бред не закончится никогда. В отличие от сна, здесь нельзя проснуться. И они решают вернуться на Родину, домой, даже несмотря на то, что прекрасно знают, чем они закончат там свой бесконечный бег.
 
Увидеть спектакль «Бег» на сцене Иркутского драмтеатра зрители могут 17, 18 марта и 27 апреля.
 
Фото: 
Роман Кириченко
Автор: 
Мира Сатина
15.03.2017