Будь в курсе
событий театра

Смертная тоска загробной жизни

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

В Иркутске продолжаются первые за 30 лет гастроли Сахалинского международного театрального центра им. А.П.Чехова. Труппа привезла наиболее важные для своей сцены постановки, чтобы представить их на суд иркутской публики. Одна из них — «Прекрасное далеко» по пьесе мо­лодого драматурга Данилы Привалова — была сыграна даже дважды за один день. Спектакль, предлагающий поразмышлять о ценности жизни, поставил Павел Зобнин.
 

Камерная атмосфера этого спек­такля создана прямо на боль­шой сцене, куда посажены и зрители, как бы окружающие действие с трех сторон. Четвертой стеной для артистов служат зеркала, в кото­рых отражаются не только они, но и публика. Таким образом, ни тем ни другим никуда не спрятаться от про­исходящего на сцене. Более того, ви­дя и свое отражение в зеркалах, зрители оказываются соучастниками этой непонятной, мрач­ной и до определенного момен­та безвыходной жизни в раю.
 

О таком рае вы не прочтете ни в одной религиозной кни­ге. Здесь живут ангелы, кото­рые не испытывают боли, не ощущают течения времени, не могут вернуться на землю или уме­реть. Они сами выбрали себе это ме­сто, очень похожее на российскую глу­бинку, потому что «хорошо здесь, тихо здесь», да и одеты все по-деревенски: шапки-ушанки, телогрейки, валенки. Они называют свою прежнюю земную жизнь «свободой», по аналогии с те­ми, кто сидит в тюрьме. И для них за­гробная жизнь — сродни бессрочному заточению.
 

Попавшие сюда в разное время, все они, разные по возрасту, интересам и интеллектуальному развитию, совсем как в жизни, по какой-то причине прижились друг к другу и вполне мир­но сосуществуют, пытаясь хоть как-то скрасить свое пребывание в раю. Все они, напомним, ангелы, у которых есть крылья и которые даже умеют летать. Однако в ангельскую природу героев зрителям приходится верить на слово. Никаких крыльев, конеч­но, за спинами артистов нет, и отто­го они еще больше похожи на обыч­ных людей. Вроде бы мертвых, но в то же время очень живых, мучающихся вопросами о себе и жизни, испыты­вающих вполне понятные эмоции и даже страдающих. Основное чувство, которое так или иначе испытывают все без исключения герои, это тоска по той жизни, которой они жили на земле. «Очень трудно жить в никуда», — признается всему зрительному залу Саныч (артист Виктор Черноскутов), который и в бога-то не верит, но по­стоянно пытается вести с ним беседы.
 

Именно чувства, и самое главное из них — любовь, делают челове­ка человеком и способны вывести из любой безвыходной ситуации. Даже вернуть на землю из рая.
 

В целом спокойное бытие этой странной компании нарушается появ­лением нового героя. Вася (Александр Агеев) только пытается освоиться в новой для себя действительности, и через него зритель узнает новые под­робности этой безрадостной жизни, про которую только и можно ска­зать, что «хорошо здесь, тихо здесь». Пытаясь сломать невидимые стены этого пространства, он и не понимает, что выход придет к нему сам.
 

Оба показа, состоявшиеся 8 сен­тября, проходили по нарастающей. Поначалу артисты как будто играли скованно, разыгрываясь только к се­редине спектакля, чтобы потом вме­сте со своими героями сильно пре­образиться и дать волю настоящим чувствам. И в этих по-настоящему живых чувствах, как оказалось, и крылся ответ на так мучавший и ге­роев и зрителей вопрос — чем может разрешиться эта зашедшая в тупик история. Именно чувства, и самое главное из них — любовь, делают человека человеком и способны вы­вести из любой безвыходной ситуа­ции. Даже вернуть на землю из рая.


Фото: Анатолий Бызов

Автор: 
Антон Кокин
11.09.2014