Режим для слабовидящих Обычный режим

цвета сайта:

размер шрифта:

Сказка – ложь, да в ней намек…

Версия для печатиВерсия для печати

Иркутский академический продолжает репетиции спектакля «Дракон».
 

Экспериментальное пространство Другой сцены «оживает» все больше и больше. День за днем здесь идут репетиции спектакля «Дракон», который ставит по одноименной пьесе Евгения Шварца заслуженный артист России Евгений Солонинкин. Выстраивая мизансцены, разбирая мотивацию поступков тех или иных героев, работая с первыми декорациями будущей постановки, артисты погружаются в сложную историю, полную символов, аллегорий и метафор.

 
Что это будет – сказка, с элементами реальности или реальность, окутанная флером сказочности? Для зрителей пока остается загадкой. Сам же Шварц отметил в подзаголовке
«Дракона», что это «сказка в трех действиях».
 
– Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь, – писал Евгений Шварц в другой своей пьесе «Обыкновенное чудо». Но отнести эти слова можно и к «Дракону». Работу над созданием пьесы Шварц начал еще до войны, в тот период времени, когда назревали сложные дипломатические отношения между гитлеровской Германией и Советским союзом. В связи с тем, что наша страна стремилась всеми усилиями сохранить мир, литературные и театральные выступления подобного рода, как «Дракон», не могли быть допущены. Этот факт, собственно, и «заморозил» на время литературный труд писателя.
 
Лишь с началом Великой Отечественной войны Шварц продолжил работу над «Драконом». Олицетворяя в какой-то степени фашизм в образе дракона, облекая все происходящее вокруг в сказочную форму, Шварц выступал против того режима, который преследовали захватчики. Сказочная форма придавала произведению такую силу обобщения, в такой степени заостряла мысль автора, что она оказалась более точной по художественным соображениям.
 
Первая постановка «Дракона» была осуществлена еще в военное время Николаем Акимовым в Ленинградском театра комедии. Главную роль – Дракона – исполнял актер Лев Колесов, о котором сам Шварц после написал в своей «Телефонной книге»: «Никогда не забуду, как играл он Дракона». Но, несмотря на разрешение Комитета по делам искусств на постановку пьесы без единой правки, после нескольких показов спектакль запретили, как запретили ставить эту пьесу на театральных подмостках всей страны. Так, «Дракон» попал в немилость на целых 18 лет, вплоть до наступления «оттепели». Сегодня обратиться к этому произведению Евгения Шварца решили охлопковцы. По словам режиссера-постановщика, «Дракон» – пьеса, которая никогда не утратит своей злободневности.
 
Само понятие «дракона» сегодня буквально витает в воздухе, и его влияние можно ощутить в нашей жизни – в вопросах цивилизации, общественного строя, геополитических проблем и т.д., – отмечает Евгений Солонинкин. – В нашем спектакле я намеренно отказываюсь от привязки к какому-то конкретному времени, эпохе для того, чтобы показать, что происходящее в «Драконе» никогда не потеряет своей актуальности.

 

Фото: 
Анатолий Бызов
11.07.2018