Будь в курсе
событий театра

Режиссер Окаи Наомити: В России больше всего понравился Иркутск

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати
XI Международный театральный фестиваль современной драматургии им. Вампилова прошел в этом сентябре в Иркутском академическом драматическом театре им. Н.П. Охлопкова. Гости фестиваля приехали в Иркутск со всех уголков страны и земного шара. Не осталась в стороне и Страна восходящего солнца – Япония. Режиссер Окаи Наомити и коллектив театра «Angelus» из города Канадзава уже во второй раз принимают участие в фестивале. В этом году артисты привезли на суд иркутских зрителей спектакль о национальной героине Японии под названием «Герой Окити». Эта постановка поднимает важные темы о чести, долге, патриотизме и нелегкой судьбе маленького человека. 
 
В конце XIX века гейша Окити сыграла важную роль в урегулировании конфликта между Японией и США, однако для этого она была вынуждена поступиться своей честью и достоинством, чем вызвала большое порицание общества. Жизнь Окити завершилась самым печальным образом – она умерла от пьянства в глубокой старости, совсем потеряв себя. Образ Окити на протяжении многих лет вызывала много споров и обсуждений. Сначала ее порицали и осуждали. Спустя время, ее история превратилась в романтическую легенду, а сама Окити стала героем. Режиссер-постановщик спектакля Окаи Наомити согласился ответить на несколько наших вопросов.
 
- Вы во второй раз принимаете участие в фестивале. Что Вас сподвигло на то, чтобы вернуться? 
- Впервые я познакомился с творчеством Вампилова много лет назад, когда в молодости мой преподаватель перевел одну из его пьес и посоветовал мне прочесть ее. К сожалению, в Японии Александр Вампилов не очень известен. Я сразу же влюбился в его творчество и захотел поставить спектакль по его пьесам. Пять лет назад мы приехали на фестиваль со спектаклем «Утиная охота». Мне очень понравился фестиваль, ваш театр, город и Байкал, и я захотел непременно приехать сюда еще раз. Мой родной город Канадзава небольшой по размеру и граничит с морем. Этим он мне напоминает Иркутск. Только здесь, в Иркутске, намного больше природы, чем человека, среди каменных домов растут деревья и целые парки. А в Байкале, мне кажется, намного больше силы и энергии, чем в море. 
 
- Какие другие города России Вам запомнились? 
- Вместе с актрисой театра «Angelus», исполнительницей роли повзрослевшей Окити, я был на фестивале в Москве. Также мы играли спектакль «Утиная охота» в Южно-Сахалинске. Но из всех городов, что мы посетили в России, мне больше всего понравился Иркутск. 
 
- Как Вас встретила иркутская публика в этом году? 
- Нам показалось, что наш спектакль «Герой Окити» был воспринят с интересом. Я думаю, что в Иркутске просто великолепный и очень благодарный зритель, потому что он идет на спектакль заранее с интересом. Его не пугает то, что спектакль на другом языке и о совершенно другой культуре. 
 
- Перед началом спектакля Вы говорили, что «Герой Окити» и пьесы Вампилова похожи между собой. Чем именно? 
- Мне кажется, что при жизни Вампилова во многом не понимали. Также и Окити во многом осталась непонятой. Сейчас ее история превратилась в своеобразную легенду, и об Окити думают так: «У нее были трудности в жизни, но она была великолепной женщиной». В нашем спектакле мы представили ее не так, как привыкли видеть японцы. Мы показали постепенное разрушение ее личности, как Окити превращается в демона. В спектакле есть герой, который не видим для всех остальных персонажей. Он облачен в черную одежду, носит жуткую маску и управляет Окити. Она не может противостоять ему. Это тот самый демон, который сидит в ней с самого начала. В Окити, как и в Вампилове, несмотря на то, что их часто не понимают, есть большая душевная сила. Этим они похожи.
 
- По-вашему, Окити – герой? 
- Очень сложно однозначно ответить на этот вопрос. Безусловно, Окити очень важный человек для истории Японии. Она пошла на страшную сделку с американским консулом, хотя у нее был способ избежать этого позора. Как самурайская дочь, для нее было бы честью покончить жизнь самоубийством. Ее поступок и дальнейший образ жизни вызвали большое порицание в обществе. Я не считаю ее деяние подвигом. У нее просто не оказалось выбора. Однако, несмотря на все это, в ней была какая-то сила и энергия. Она необычно сильный человек. Весь коллектив нашего театра чувствует симпатию к этому непонятому герою. Японцев, которые думают точно также, очень мало. В основном для всех она превратилась в своеобразный символ.
Фото: 
Елена Катышева
Автор: 
Мира Сатина
15.11.2017