Режим для слабовидящих Обычный режим

цвета сайта:

размер шрифта:

Повелители театрального света

Версия для печатиВерсия для печати
Материал из №5 (9) от 22 июня 2017 года вестника Иркутского академического театра «Суфлёр».
 
Свет — это один из самых известных и непредсказуемых обманщиков, каких только знает человечество. Ведь именно от него зависит то, каким видится нам окружающий мир. Свет, словно ласковый и нежный зверь, поддаётся далеко не каждому. Чтобы его укротить, нужно быть настоящим мастером своего дела. В драмтеатре есть такие «укротители», и зовутся они осветителями. 11 июня повелители театрального света отмечают свой профессиональный праздник — День художников по свету, светооператоров и осветителей. О том, какими красками рисуют эти охлопковские художники, вместе с вами мы, дорогие читатели, узнаем, заглянув в электросветотехнический цех Иркутского академического театра.
 
Все дороги ведут в театр
 
В электросветотехническом цехе Академического театра есть осветители самых разных мастей и категорий. Всего в цехе работает семь осветителей, и у каждого из них своя, особая история, связанная с Драмой.
 
На осветителя я учился в Иркутском кинотехникуме, — рассказывает Юрий Хангалов.Там я познакомился с будущим начальником нашего цеха Денисом Москвитиным, который был моим преподавателем. Во время учёбы у нас была практика, которую я проходил в Академическом театре. После того, как получил диплом, я ушёл в армию, и, вернувшись, устроился работать в Иркутскую драму.
 
Я родом из Черемхово, — говорит Юрий Козлов.В Черемховском техникуме учился на специалиста по горному делу. После его окончания устроился осветителем в Черемховский драматический театр. Проработал там два с половиной года и перешёл в Иркутский академический, где работаю уже 12 лет.
 
А я самый «молодой» в этом цехе — всего несколько месяцев здесь работаю, — продолжает Василий Атутов.Мой друг рассказал, что в театр требуется осветитель и предложил мне поработать. Так я и попал сюда.
 
Универсальный солдат
 
Основная задача светооператоров — создание совместно с художником по свету художественного освещения спектакля, световых картин и их дальнейшее воспроизведение на сцене. Свет, надо сказать, равноправный участник театрального действия. Он, как и игра актёров, и декорации, позволяет зрителям углубляться в произведение и постигать суть происходящего.
 
Оператор по свету — это тот человек, который участвует в создании спектакля и выпускает его, — рассказывает начальник цеха Денис Москвитин. Несмотря на то, что выпускает кто-то один из нашего цеха, другие осветители так же принимают участие в создании постановки. У артистов в случае болезни бывают срочные вводы. У нас же такого быть не может, потому что невозможно отвести спектакль, не зная его световой партитуры. Поэтому мы стараемся вводить всех работников цеха в суть происходящего и делать плавную «приёмку» спектаклей.
 
В театре работает целых четыре сцены, где практически каждый вечер идут спектакли. И на каждую из них нужен осветитель, если не два или три.
 
Допустим, только на спектакле «Я — Жанна Орлеанская» у нас занято четыре человека — один сидит за пультом, другой запускает видео, двое руководят водящими прожекторами, — говорит Евгений Цераниди.Надо сказать, что в нашей профессии существует определённая текучка кадров, поэтому мы стараемся создавать «универсального солдата», который сможет работать на всех сценах и вести многие спектакли нашего репертуара.
 
Свет, мотор, начали!
 
Работа осветителей начинается до того момента, когда театралы заполняют зрительный зал и ждут появления артистов на сцене.
 
Подготовка нашего цеха к вечерним спектаклям начинается в зависимости от сложности спектакля и от глобальности декораций, — поясняет Алексей Раянов.Как правило, до пяти часов всё должно быть готово, и, отталкиваясь от этого, работники цехов рассчитывают время для своей подготовки. Сначала идёт работа монтировочного цеха. Только после того, как заканчивается установка декораций, в дело вступаем мы. Затем должны идти звукооператоры и реквизиторы, но часто мы работаем с ними вместе.
 
Основной «волшебной палочкой» осветителей считается световой пульт. Это чудо-панель с тремя небольшими экранами и множеством кнопок и переключателей, которыми так умело дирижируют наши герои. Именно с помощью пульта осуществляется управление светом во время спектакля. Многие зрители и читатели, вспоминая свой недавний поход в театр, наверняка подумали, что светом перед началом спектакля и после его окончания тоже управляют осветители. Но только не в Иркутском академическом.
 
Во многих театрах управление освещением зала сведено в аппаратную, — поясняет Денис Москвитин.В нашем театре затемнитель находится у помощников режиссёра, которые собственно и командуют началом спекаткля.
 
Как только помощник режиссёра запускает театральное действо, в дело вступают светооператоры. По звуковым или текстовым репликам, по мизансценам или движениям героев, которые являются некими стартовыми флажками, повелители света ведут лучи софитов, помогая создавать чудо под названием «спектакль».
 
Световое произведение
 
Во время работы над премьерными постановками пульт с первого яруса, где поселились повелители театрального света, спускают в партер для удобства общения между режиссёром и художником по свету.
 
Наша работа начинается на том этапе, когда готовы декорации и когда актёры их «обыграли», — говорит Денис Москвитин. — Кто-то из осветителей пишет спектакль на пульт, создавая световые картины. Остальные же помогают ему с направкой света, фильтрацией приборов и их выставлением.
 
До выпуска спектакля в свободное плавание на сцену, осветители пишут световую партитуру. В среднем на её создание уходит примерно пять дней, когда делаются основные прогоны с музыкой, реквизитом и декорациями. Но бывают моменты, когда работа над световым произведением нового спекаткля начинается заранее, как только появляется макет будущего оформления сцены.
 
Под куполом театра
 
Осветители, расположившиеся на первом ярусе Основной сцены и «на высоте» над Камерной сценой, нередко во время ведения спекаткля наблюдают, какие эмоции испытывают зрители, смотря на игру охлопковских артистов — искренне плачут или от всего сердца смеются. Иногда осветители со время спектаклей даже получают неожиданные сюрпризы.
 
Как-то раз на «Смертельном номере» к нам в аппаратную на Камерной сцене залетала шляпа, которую перебрасывают артисты друг другу, — вспоминает Юрий Хангалов.
 
Театральный «аквариум»
 
В распоряжении наших героев не только софиты и прожекторы. На них ещё лежит задача управления видеооборудованием.
 
— Экран, который расположен на Основной сцене, может выдавать изображение с обеих сторон — прямой и барьер проекцией. Мы чаще используем последнюю, где картинка подаётся с обратной стороны экрана. Это нужно для того, чтобы не засвечивать артистов и не создавать ненужные тени на сцене, — рассказывает Григорий Моисеенков. — Этот приём мы используем, например, на спектаклях «Идиот» или «Вечно живые».
 
Помимо управления светом в арсенале закулисных волшебников есть ещё пускание дыма и эффект снега. А вот листья и лепестки цветов — это уже не их вотчина. Есть у осветителей и свой «аквариум», в котором далеко не каждая «рыба» водится.
 
В спектакле «Наваждение Катерины» есть момент, когда в воротах появляется стена дыма, за которой словно выплывают убитые Катериной люди. Для этой «стены» мы запускаем дым вручную, — делится секретами Юрий Хангалов.Дым, как приём, режиссёры применяют часто. Его можно, например, в «Беге» увидеть или в «Прощании с Матёрой», где он, словно туман, застилающий не только всё пространство вокруг, но и мысли, и сознание героев.
 
Что ни говори, а театр — удивительное место. Когда начинает казаться, что уже всё в нём изучил и ничего необычного не увидишь, обязательно найдётся ещё один заветный «уголок» полный тайн, о котором ты не знал, но в который обязан заглянуть в следующий раз.
Фото: 
Анатолий Бызов, Ирина Рыжакова, Алина Качан, Дарья Мусихина
Автор: 
Ирина Рыжакова
11.07.2017