Будь в курсе
событий театра

"Последний срок", не последние раздумья…

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

На охлопковской сцене - герои повести Валентина Распутина

Один из режиссеров в Иркутском драматическом не без горечи говорил как-то: у меня такое впечатление, что в этом городе все знают, как надо ставить Вампилова. «И Распутина», - мысленно добавила я, соглашаясь с собеседником. Действительно, можно припомнить немало дискуссий, в которых люди, даже далекие от театра, принимают или не принимают ту или иную режиссерскую (или актерскую) трактовку роли или спектакля по произведениям нашего автора и готовы чуть ли не выступить консультантами: как следует понимать и толковать его и как не следует. Многие друзья, приятели, однокурсники, знакомые, помня или домысливая какие-то разговоры с писателями, ставшими сибирскими классиками, проецируют их на увиденное в театре и… Словом, видение и понимание у каждого свое. А почему не допустить, что и режиссер имеет право на такое понимание?

Но это все - лишь предисловие. К счастью, режиссеры при всем осознании своей творческой ответственности находят в себе достаточно смелости, чтобы браться и за такой, изначально привлекательный для них, но и трудный материал. Причем если за Вампилова браться легче - все-таки драматург, то с Распутиным все обстоит иначе. Его проза, содержащая много авторских описаний, размышлений, внутренних монологов, требует особых подходов прежде всего у сценаристов, а часто - и у режиссеров и исполнителей.

И все-таки проза Распутина идет на театральных сценах! В середине 90-х в Иркутском ТЮЗе несколько лет с успехом шел спектакль «Последний срок» в постановке Виктора Трегубенко; осенью прошлого года мы все аплодировали привезенному на фестиваль спектаклю МХАТа «Живи и помни», и вот - новая и ожидаемая премьера в академическом театре: спектакль по распутинской повести «Последний срок». Режиссер - заслуженный деятель искусств России Александр Ищенко, фактическую постановку спектакля осуществил Геннадий Шапошников.

Спектакль создавался в обстановке «немножко нервной», как выражался Маяковский. Это было связано в основном с причинами внутренними, и все же вся постановочная группа сумела сосредоточиться на сути работы - глубинном проникновении в материал. Исполнители, с которыми довелось хотя бы бегло перемолвиться об этой премьере, не сговариваясь, подчеркивали свою искреннюю увлеченность темой. И даже не занятые в спектакле актеры проявляли заинтересованность - так бывает в случаях неординарных…

Итак, премьера состоялась. Лишенный внешней театральности, ярких сценических эффектов, каких-то экстравагантных режиссерских приемов, спектакль погружает зрителя в одну из глобальных тем искусства - вопрос жизни и смерти. На этом ключевом вопросе разворачиваются взаимоотношения людей, чему помогает приближенное к зрителю пространство камерной сцены. Так создаются крупные планы происходящего, сосредоточивающие внимание зрителя на центральной героине всей истории - умирающей женщине Анне (народная артистка России Наталия Королева).

Анна - мать большого семейства, вырастила, поставила на ноги нескольких дочерей и сыновей, и вот теперь, больная, лежит в постели, чувствуя, что пришел ее «последний срок». По этому поводу и собираются в родительском доме взрослые дети, выросшие и сложившиеся всяк по своему. У них уже так мало общего, что порой и не подумаешь, что все они выпорхнули из одного гнезда.

Старшая, Варвара (заслуженная артистка России Татьяна Двинская), простоватая и наивная, вся, корнями и вершками, осталась женщиной деревенской: она по-деревенски говорит, по-деревенски одевается и, кажется, по-деревенски же мыслит. В противоположность ей Люся (артистка Ольга Шмидгаль) - совсем городская и внешне, и внутренне: у нее «там» ответственная работа, от которой она не может надолго оторваться, у нее повадки руководителя, пусть, может, не столь крупного, но все же. Она и действует соответственно - постоянно «строит» близких.

Еще одна дочь, Таньчора (артистка Татьяна Буйлова), по всему - любимица Анны, и вовсе не смогла приехать к постели умирающей матери по причине, оставшейся неизвестной. Так что одному из братьев, Михаилу, пришлось даже придумать для нее оправдание: мол, это я дал Таньчоре телеграмму, что приезжать не нужно, -- мама-то поправляется. Иначе матери было бы вдвойне трудно пережить обидное невнимание младшенькой, которая, кажется, сочла повод для своего приезда незначительным, и только в мыслях, в грезах, в полусне она является матери - такой чистой, такой хорошей! Из чего следует, что Анна не держит на нее ни зла, ни обиды, не винит ее ни в чем…

По-мужски ведут себя сыновья Анны: в них совмещается и жалость к матери, и желание тайком (а иногда и в открытую) залить горе привычным способом, так что в одной из сцен (уже на радостях, при виде взбодрившейся матери) они тесной мужской компанией напиваются в бане до потери сознания.

Деревенский житель Михаил (Степан Догадин) и приехавший из города Илья (засл. арт. РФ Владимир Орехов) ведут каждый свою линию органично, естественно: они еще не оторвались от привычной жизни. У Михаила с его женой Надей (Анастасия Пушилина) Анна доживает свой век; они хлопочут, принимая родню. Илья, хоть и живет в городе, не утратил ни своих деревенских привычек, ни речи. Вместе они и «отбиваются» от претензий Люси, которая, как дотошный ревизор, постоянно вносит раскол в семейство: то простыни у мамы несвежие, то уход не тот.

Есть и еще один член семьи - существо следующего поколения, внучка Анны Нинка (Маша Кузнецова). Она крутится среди взрослых, усваивая уроки «двойных стандартов»: у запивших мужчин выманивает бутылки, чтобы сдать их, припрятывает и одну непочатую, а, отойдя на безопасное расстояние, еще и поддразнивает этих глупых взрослых… А ее трогательный душевный прорыв - пустяк, казалось бы: она вкладывает в ладонь угасающей бабушке конфету - трогает до слез…

Интересен «дуэт старух» - Анна в ее странноватой старинной дружбе с соседкой Миронихой (заслуженная артистка России Людмила Слабунова). Сойдясь вместе, они начинают ревниво подтрунивать друг над другом, пикироваться, кто больше зажился на этом свете, кому пора убираться, и так далее. Они имеют право на это, да и, видимо, таковы характеры; но при всей внешней (только внешней!) колкости их разговоров видно, как нежно привязаны они друг к другу, как заботятся друг о друге, все подмечая, всем интересуясь. Да и то сказать: к Анне вот съехались почти все дети, а Мирониха - одна, заброшена, дети не пишут ей - «видно, хорошо живут»…

Может быть, именно то обстоятельство, что на сцене присутствует практически одна семья, обусловливает и спаянность актерского ансамбля. На самом деле все, конечно, сложнее, - но результат налицо: персонажи (читай - исполнители) этой истории настолько органичны в своем взаимодействии, что трудно выделить самые удачные актерские работы. И Людмила Слабунова, и Ольга Шмидгаль, и Татьяна Двинская делают своих героинь запоминающимися обладательницами типичных характеров, не лишенных в то же время и яркой индивидуальности. То же можно сказать и о мужских ролях.

Но очевидным лидером и носителем высшей морали остается, несомненно, Анна Натальи Королевой. Ее всепрощение, готовность уйти, повинуясь законам природы, уступить место следующим поколениям, не мешать им, не сдерживать хода жизни - и при этом терпеливость, смирение, даже своеобразное чувство юмора - все это делает Анну живой и трогательной, мудрой и внутренне богатой - непридуманной. Она выглядит, конечно же, старомодной, у нее характерная речь, какую не услышишь сегодня, может быть, ни в одной из старых деревень, - все-таки телевидение, дети и внуки тех стариков меняют и словарь, и манеру речи…

По Распутину, Анна олицетворяет собой эту уходящую деревню, уходящую нравственность. Он жалеет это уходящее, считая, что вместе с ним мы утрачиваем важную составляющую всей русской духовности.

Как мне показалось, театр, крайне бережно обращаясь с авторским текстом и с авторским мировоззрением, все же своей работой позволяет взглянуть на вещи шире. Так ли важно, в ангарской или в уральской деревне живет старуха Анна? Так ли важно, сибирским или волжским диалектом отмечена ее речь? Ведь всех нас волнует сам факт встречи жизни со смертью. Думаю, каждому, кто терял близких и родных, знакомо то чувство вины, которое испытывает живущий в присутствии умирающего. А тот образ жизни, который избрали для себя дети, становится своего рода экзаменом перед уходящим родителем. Экзаменом, который мало кто выдерживает с блеском…

Что же касается актерской работы Королевой, то остается только удивляться и радоваться глубине ее проникновения в распутинский образ, думается, один из любимых образов сибирского писателя. Она справляется со своей задачей, при том что ее героиня лишена возможности двигаться и практически все время своего пребывания на сцене находится в постели. Вся динамика образа, весь ее стержень - все идет через показ внутренней жизни Анны.

Накануне премьеры исполнительница Анны Наталья Королева подчеркивала, как влияла на нее работа над ролью, как много вызвала печальных раздумий. Да, жизнь стремительна, и поколению детей некогда сосредоточиться на судьбе родителей - им недосуг, их увлекают «ритмы», особенно ритмы больших городов. И сколько их, полузабытых стариков, коротают свой век в отрыве от детей, при пустующих почтовых ящиках! Их взрослое сиротство, их беззащитность - это упрек и детям, и даже, если хотите, тому государственному устройству, которое создает к тому объективные предпосылки.

Валентин Распутин в своей повести честно написал об этом, а театр честно представил нам на своей сцене эту вечную как мир ситуацию. Отцы и дети. Корни и ветви. Жизнь и уход из нее…

Серьезную и глубокую работу охлопковцев, думаю, посмотрят сотни и сотни зрителей. И - уверена в этом - не останутся равнодушными.

Автор: 
Любовь Сухаревская
08.04.2008