Будь в курсе
событий театра

Помочь человеку остаться человеком

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

О фестивале говорят его участники
 

Валерий Бегунов, обозреватель журнала «Современная драматургия», театральный критик, Москва:
 

- Я на фестивале второй раз - впервые был здесь в 1993 году. Мне здесь очень интересно - мне вообще интересны фестивали, которые проходят за пределами Москвы: это может быть хороший срез культурной, театральной жизни в стране. На этом фестивале есть все - большие театры из глубинки и маленькие театры из столиц, и наоборот. Здесь представлена и драматургия великих писателей, и небольшие пьесы - молодые театры попытались предложить новую стилистику зрелищ, и предложить так, как они ее понимают; есть здесь и спектакли традиционной формы. И каким бы случайным ни казался подбор коллективов и названий, это тем не менее и есть срез того, чем живет сцена страны, чем живут люди театра, каков духовный мир России.
 

На каждом фестивале что-то производит особенно сильные впечатления, хотя каждый из нас воспринимает все сообразно своим вкусам, взглядам, темпераменту и природе. Для меня важно, что на этом фестивале театры могут показать свое отношение к миру именно через современную драматургию - другое дело, что всего увидеть невозможно. Может быть, надо было так построить программу, чтобы каждый из нас мог посмотреть все спектакли? Но для меня все равно здесь было много интересного.
 

Скажем, спектакль омского театра «Галерка» был настолько необычен, что автор повести Валентин Распутин даже сам удивился, что таким добрым может оказаться спектакль по столь сложной теме. Для меня был очень любопытен спектакль «Утиная охота», который привезли из Улан-Удэ (Бурятский академический театр драмы), потому что там была попытка рассказать о мире на основе пьесы европейского стиля через менталитет бурятской культуры.
 

Для меня любопытен был молодежный театр из Кемерово, показавший «Живи и помни». Кемеровчане попытались искренне рассказать о том времени, которого они не застали, глазами и устами современной молодежи. Любопытна была работа, привезенная с Камчатки, - поставить встык двух авторов, молодого начинающего россиянина Артемова и великого Сарояна, - попытаться рассказать о мире вот таким, бинокулярным зрением -- это тоже было интересно смотреть, и приятно потом об этом разговаривать.
 

Фестиваль - это огромное количество встреч, впечатлений, внутренних споров, в которых рождается какая-то новая истина. Хорошо, что на карте России есть и эта фестивальная точка. Кроме всего, это один из тех редких фестивалей, на котором все коллективы попадают на полную программу. Обычные условия фестивалей - это три дня за счет принимающей стороны, а дальше как хотите. Так что у этого фестиваля много плюсов. Как он будет дальше существовать - трудно сказать, но надеюсь, что он соберет театры и в седьмой, и в десятый раз, и каждая фестивальная программа будет разнообразной и широкой по тематике.
 

Вера Максимова, кандидат искусствоведения, театральный критик, Москва:
 

- Я уверена, что фестиваль будет продолжаться, и нужно приложить все усилия, чтобы он жил. В России много фестивалей, но чтобы такие имена сияли и стояли рядом? Причем мы их не разделяем, дай бог здоровья Валентину Григорьевичу Распутину, он здесь, с нами, а Александра Вампилова 35 лет нет, но он тоже воспринимается как живой… Это - редкость, это дает особый тонус, особую ауру фестивалю.
 

Второе - при том, что здесь много спектаклей, у организаторов нет желания приукрасить театральную ситуацию, сгладить картину - здесь показывается реальное состояние нашего театра. От вершин - к среднему слою, обязательному в театрах, потому что на одних шедеврах репертуар не держится, до того, что может быть названо и неудачным.
 

Что еще - сопоставимость театров. Я видела и МХАТ, который работает, можно сказать, в роскошных условиях, когда есть и пресса, и здание, и деньги, и пиар, - и видела очень скромный кемеровский театр. И я сопоставляю их спектакли и могу их спокойно анализировать, потому что и во МХАТе есть свои плюсы и минусы, и у кемеровского, скромнейшего и, вероятно, беднейшего театра, есть свои плюсы и свои минусы. Ведь что иногда происходит? Приезжаем в провинцию и начинаем умиляться, и обижаем не себя - обижаем ее. Вот на этом фестивале общее полотно настолько пестро, разнообразно и честно составлено, что не надо было делать реверансов перед театром Кемерово и со всеми можно было разговаривать на равных.
 

Мне также нравится, что есть стремление собрать здесь театры, составляющие основу нашего театрального искусства. Проблемы есть везде - и в театре Камчатки, и в Малом театре. Но когда сюда едут Малый, МХАТ, Владимир Андреев, который являет собой тип «верующего художника», - это чрезвычайно важно.
 

У вас прекрасный клуб, где проводятся практически профессиональные капустники. Некоторые столичные гости даже спасовали и не вышли в свой вечер на сцену в капустнике, боясь оказаться не на высоте. Потому что здесь все очень здорово сделано. Но я бы хотела, чтобы в дни фестиваля работал еще один клуб - тихий клуб общения. Потому что его, общения, чуть-чуть не хватало.
 

А вообще, должна сказать, что это один из самых серьезных, самых больших фестивалей, хотя у него тоже есть свои внутренние и внешние проблемы, ведь сегодня устраивать такие акции очень тяжело. Но то, что он идет под светом таких замечательных имен в нашей литературе, что проходит в праздничном, нарядном, прекрасном театре, и это ваше гостеприимство и душевная распахнутость, - все это мы, приехавшие сюда, почувствовали с первой минуты, и все это должно продолжаться. Так что, повторяю, это один из самых серьезных фестивалей, которые существуют сегодня в России. Здесь апеллируют к театру Культуры и к театру Человека - другого театра России не надо.
 

Капитолина Кокшеневадоктор филологических наук, театральный критик, Москва:
 

- Я нынче тоже приезжаю во второй раз. По сравнению с прошлым фестивалем здесь есть особенность: было много Вампилова и много Распутина. Да, эти два имени, безусловно, определили специфику нынешнего фестиваля.
 

Вампилов поставлен по-разному, но с уважением к классике. Ведь не секрет, что сегодня существует так называемый агрессивный театр, когда нарушается изначальный принцип: театр не навязывает зрителю свои ценности или антиценности, зритель должен иметь личное «пространство для восприятия». Так вот, мне кажется, на фестивале такого не было.
 

Почему еще важно, что эти два имени, Вампилова и Распутина, представлены на фестивале? Потому что за тревожные и смутные годы перестроек, реформ, новаций, поисков и так далее незаметно, но уверенно Распутин и Вампилов стали классиками. Классиками, в которых театру интересна вечная правда о человеке. Эти произведения принадлежат не только «советскому периоду», они очень актуальны и сегодня. Театры вели диалог и с человеком современным, и с человеком, который еще совсем не далек от нас, - это распутинский и вампиловский герои. Вот эта способность к диалогу, возможность для зрителя задавать вопросы и получать на них ответы у этих авторов, - все это кажется мне важным.
 

Фестиваль получился очень живым, с очень человеческим лицом - потому что массовая культура изгоняет человека из культуры, это тревожный симптом современной жизни. А фестиваль борется за человека, не случайно наш первый круглый стол был посвящен теме «Вампилов и борьба за человека». И, мне кажется, многие спектакли могли соответствовать этому призыву. Сегодня это очень важно - помочь человеку оставаться человеком, оставаться со своими глубокими ценностями, которые сохраняла наша русская культура.

Автор: 
Любовь Сухаревская
25.09.2007