Будь в курсе
событий театра

Под звуки «сарафановского оркестра». Вампиловский международный театральный фестиваль современной драматургии в Иркутске

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Опубликовано в журнале «Страстной бульвар», выпуск №3-163.
 

С 1987 года в Иркутске проводятся театральные праздники, связанные с именем и творчеством уроженца Кутулика, выдающегося драматурга Александра Вампилова. Очередной Вампиловский международный театральный фестиваль современной драматургии прошел в сентябре 2013 года.
 

В основном, конечно, театралы уже давно прописали «сибирского Чехова» в классиках русской драматургии. И все же у новых поколений, да и у некоторых старых скептиков могут возникнуть вопросы: почему все же Вампилов? почему именно этот - вечно молодой автор, успевший написать четыре больших и несколько одноактных пьес, получил право на международное признание? На постоянно действующий фестиваль? На все новые постановки своих пьес на многих театральных сценах России и других стран?

 

Интересный ответ на эти вопросы прозвучал в выступлении на нынешнем фестивале главного режиссера одного из приглашенных в Иркутск театров. Маститый, убеленный сединами художник заявил, что по его убеждению вся мировая драматургия имеет лишь несколько имен, определяющих пути развития драматической литературы и театра на столетия. И назвал эти имена: Эсхил - Шекспир - Чехов - Вампилов. Заключение, конечно, не бесспорное, скажем, наши два главных столпа советской драматургии - Арбузов и Розов, определявшие репертуар сотен театров более полувека - в этот короткий перечень не попали. И все же резоны в таком мнении есть. Не случайно в театральной критике 70-х годов родился и утвердился термин - «поствампиловская» драматургия. Именно после пьес Вампилова, как известно, очень не просто пробивавшихся на сцены в подцензурной стране, поставленных в Москве и Ленинграде лишь после смерти автора, те же маститые авторы стали в чем-то писать иначе. С иной степенью творческой свободы. Думаю, что появление острых социальных пьес «Гнезда глухаря» в конце 70-х и «Кабанчика» в 80-х у моего учителя по Литинституту драматурга Розова как раз феномен поствампиловского этапа в драматургии. Собственно, и сам автор «Вечно живых», породивших театр «Современник», и фильма «Летят журавли», и других пьес, по которым создавались театральные шедевры, связанные с именами самых значительных режиссеров и актеров ХХ века, незадолго до своего ухода в 2004 году назвал Александра Вампилова лучшим драматургом современности.

 

Мне довелось побывать уже на четырех вампиловских фестивалях, три раза добирался и до Малой родины сибирского гения - села Кутулик, где давно открыт прекрасный музей автора «Утиной охоты» и «Старшего сына». На стене обычного жилого дома типичного сибирского райцентра удачно размещен огромный портрет Вампилова, встречающий гостей из разных стран и народов. В самом Иркутске власти выделили и капитально отремонтировали для Вампиловского центра прекрасный старинный особняк, где проходят выставки, презентации, театральные вечера. Любят сибиряки своего классика, на все спектакли вампиловских фестивалей билеты раскупаются задолго до приезда театров. Иркутский театр юного зрителя давно носит имя А.В. Вампилова, а основные события фестиваля проходят на нескольких сценах Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова. Директор этого театра, неутомимый театральный деятель Анатолий Стрельцов по добровольному совместительству уже много лет возглавляет и оргкомитет Вампиловских фестивалей. Почетным гостем на этих праздниках с 1987 года является друг и соратник Вампилова по Иркутской «писательской стенке» Валентин Распутин. Открыл 9-й Вампиловский фестиваль живо и неформально министр культуры областного правительства Виталий Барышников.
В нынешнем году, за неделю до официального открытия фестиваля в Иркутске уже громко зазвучала вампиловская нота. На гастроли в столицу Прибайкалья пожаловал МХТ им. А.П. Чехова, привезший в короткой гастрольной афише и спектакль «Прошлым летом в Чулимске». На самом фестивале свои спектакли показали Малый театр, «Гоголь-центр», Вахтанговский театр, театр «Модернъ» и «Театр Натальи Когут» из Москвы; Вологодский театр для детей и молодежи, Новосибирский драмтеатр «На левом берегу», актеры из Петербурга и с Камчатки, Братский драматический театр, Архангельский молодежный театр, Канский драматический театр, Государственный русский драмтеатр им. Н.А. Бестужева из Улан-Удэ. Разумеется, свои работы представили иркутские театры, а «международность» фестиваля на этот раз подтверждали спектакли и актеры из Австрии, Польши, Южной Кореи, Германии.



На фестивале мастер-классы, семинары и «круглые столы» проводили: профессор В.М. Фильштинский из Санкт-Петербурга, известные московские критики Вера Максимова, Ольга Сенаторова и Елена Стрельцова, иркутские театроведы Светлана Жартун и Виталий Нарожный. На одном из «столов» 16 сентября посчастливилось и мне быть «именинником» со своей книгой «Свет Розова», включенной в официальную программу фестиваля. О книге говорили названные выше критики, к сожалению, пришлось начать «круглый стол» с горькой минуты памяти. Буквально в ночь на 16 сентября ушла из жизни Вера Сергеевна Филиппова, известный иркутский и читинский журналист и критик, бывшая завлит театра им. Охлопкова, яркая представительница вампиловского дружеского круга вместе с мужем, известным поэтом Ростиславом Филипповым. Она прочитала «Свет Розова» заранее, звонила мне в Москву по этому поводу, готовилась выступить на «Круглом столе», мы виделись с Верой Сергеевной за три дня до «стола» - она выглядела блестяще в своей элегантной широкополой шляпке - и вдруг... «музыка играет на танцах и похоронах».

 

На 9-м фестивале соблюдались прекрасные традиции вампиловских праздников. Все театральные коллективы имели возможность поехать на Байкал, а вечерами после спектаклей гости Иркутска обретали веселое настроение на театральных «капустниках» в «Чайной», которую уже 18 лет открывают в дни фестивалей три неистощимых актера-остроумца - Николай Дубаков, Яков Воронов, Владимир Орехов.

 

Конечно, главным на драматургическом фестивале всегда были и остаются спектакли театров-участников. Каждый вечер игрались по три, а то и четыре спектакля. Подробно их разбирали на следующий день на встречах с участниками спектаклей московские и местные критики, рецензии публиковались в областной прессе. В этом небольшом отчете коротко выскажу лишь личные впечатления о тех постановках, что довелось увидеть самому на большой сцене театра им. Охлопкова.
 

Братский драматический театр. Спектакль «Созвездие Пегаса». Инсценировку написал режиссер, он же постановщик спектакля, Валерий Шевченко по пяти рассказам «о любви, вине, космосе и смысле жизни» забытого русского писателя Сигизмунда Доминиковича Кржижановского (1987-1950). Режиссер задался благородной целью открыть зрителям, а затем и читателям забытое имя гениального, по его мнению, писателя. Насколько эта цель достигнута - вопрос дискуссионный. Спектакль получился внешне стильным, современным, изобретательным по режиссуре и актерским работам. Однако к драматургии есть вопросы. Все же инсценировка предполагает создание цельной пьесы, связанной общей темой, сквозным действием, выстроенным по найденному драматургическому ходу. Этого хода-компаса обнаружить не удалось. В «Созвездии Пегаса» каждый из пяти рассказов все же остался отдельным эпизодом на одну из тем размытого жанрового подзаголовка спектакля. Замечу, что ставить увлекательные спектакли по собственным режиссерским инсценировкам прозы мало кому удавалось, разве что «Зори здесь тихие» и «Пять рассказов Бабеля» с молодой Таганки сумел оставить надолго в памяти зрителей Юрий Любимов. Но за попытку - спасибо и Валерию Шевченко. Хорошие слова о спектакле сказала Елена Стрельцова.

 

Свою инсценировку сделал по известному роману Юрия Германа «Россия молодая» опытный драматург и режиссер Сергей Коковкин. Спектакль по ней привез Архангельский молодежный театр в постановке режиссера Искандера Сакаева из Санкт-Петербурга. На сцене палуба корабля, с которой канаты ведут в трюм. Романтика! Однако и здесь, на мой взгляд, драматургия и режиссура не слились в победной гармонии. Молодые актеры, играющие героев петровского времени, должны были, как минимум, очень бодро лазать по канатам и демонстрировать прекрасную физическую подготовку. Не у всех это получается. Оставляет в недоумении и фарсовая фигура Петра Великого, которого автор и спектакль опускают почему-то ниже ватер-линии и упрощают до истеричной карикатуры. Столь субъективная трактовка неминуемо вызовет путаницу, а то и смятение в умах юных зрителей, коим, думается, и должен быть адресован данный историко-познавательный спектакль.
 

 

Новосибирский драматический театр «На левом берегу» привез спектакль «Причуды любви» по пьесе Алексея Слаповского. Это последняя режиссерская работа худрука театра Валерия Чумичева, ушедшего недавно из жизни. Как пояснил мне в кулуарах режиссер-педагог этого спектакля и исполнитель одной из главных ролей Сергей Грановесов, пьеса имела много авторских вариантов, что-то отбирал и выстраивал режиссер. Стройной истории все же не сложилось. Не все ходы и поступки героев органичны, художественно логичны и личностно мотивированы. Часто «причуды», на мой взгляд, диктует вольная авторская фантазия. Опять же заявленный жанровый подзаголовок «комедийная мелодрама», в которой «причудливо сплелись драматизм, комедийность и абсурд» слишком расплывчат. Но, несомненно, показанная работа имеет свои достоинства. Пьесу и спектакль украшают удачные репризы профессионального автора и сильная игра актрисы Ольги Сибиркиной, о которой в превосходных степенях отозвалась Вера Максимова.

 

Оригинальной краской фестиваля явилась «Лавина» Т. Джюдженоглу (драма-притча в 2-х действиях), привезенная Каннским драматическим театром. Несколько монотонное, затянутое начало затем набирает динамичный темпо-ритм, увлекает зрителя ударной кульминационной сценой, и экзотический спектакль режиссера Андрея Луканина оставляет приятное эстетическое послевкусие.

 

В последний вечер фестиваля прозвучал «Вечерний звон» Степана Лобозерова. Новую пьесу известного автора из Улан-Удэ поставил худрук Государственного русского драматического театра им. Н.А. Бестужева, заслуженный деятель искусств России Анатолий Баскаков. Это жизненная комедия, подсмотренная зорким Степаном Лукичем в нашей трагикомичной жизни последних лет. Вечная проблема «отцов и детей» подается остро и тревожно, вызывает у зрителей и смех, и слезы. Не все пока в спектакле равноценно, он еще только-только становится на ноги, но обещает вырасти в сильное впечатление для многих и многих будущих зрителей.
 

 

Позитивные отклики от зрителей довелось услышать о спектаклях: «Дуэль» по пьесе А. Стародубцевой ТЮЗа им. А.В. Вампилова«Старший сын» А. Вампилова в исполнении Вологодского театра для детей и молодежи, «Одесса» У. Брее и Р. Штенметц театра «Драхенгассе» из Вены«Моя тихая Родина» Вахтанговского театра. Особо выделю мнение заслуженной артистки театра им. Охлопкова еще «вампиловского призыва» Елены Мазуренко о спектакле Московского театра им. Гоголя «Божьи коровки возвращаются на землю» по пьесе В. Сигарева. По ее словам это лучшее, что она видела на этом и многих других вампиловских фестивалях.
На открытии и закрытии вампиловского праздника как всегда играл духовой оркестр. И уже 10 лет стоящий близ театра бронзовый, вечно молодой Александр Вампилов приветливо смотрел на танцующие фестивальные пары под «сарафановский» вальс. Девятый Вампиловский фестиваль закрыт, через два года - десятый, юбилейный!

 

 

Автор: 
Владимир Попов
21.01.2014