Будь в курсе
событий театра

Под знаком Вампилова

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати
Сразу три «Старших сына», два «Дома окнами в поле», «Прошлым летом в Чулимске», «Провинциальные анекдоты» – в афише XI Международного театрального фестиваля современной драматургии произведений автора, имя которого он носит, больше чем когда-либо. Это неудивительно, ведь в этом году мы отмечаем 80-летие со дня рождения Александра Вампилова. Благодаря же программе фестиваля у зрителей не только есть возможность сравнить разные спектакли по одной и той же пьесе, но и увидеть знакомые с детства произведения в постановке итальянского, французского и монгольского театров.
 
Торжественное открытие фестиваля состоялось 17 сентября по традиции возле памятника Александру Вампилову недалеко от здания Иркутского драмтеатра под звуки оркестра. Участники выпустили в воздух оранжевые шарики, которые так напоминают один из символов этого праздника – гроздья рябины.
 
На каждый фестиваль к нам приезжают коллективы из России и других стран мира, и это подтверждает нашу уверенность в том, что со временем произведения Вампилова приобретают еще большую ценность, – подчеркнул на открытии губернатор Иркутской области Сергей Левченко. – Драматург писал о настоящей дружбе, любви, о том, как живут люди в небольших городах и поселках и какие высокие чувства они при этом испытывают в жизни. Хотелось бы сегодня обратиться к молодым людям, и сказать им, что если они будут читать Вампилова, то станут настоящими людьми.
 
Напомним, что фестиваль проходит в Иркутске уже 22 года (с периодичностью раз в два года) при поддержке правительства Иркутской области, которое в этом году выделило порядка 10 млн рублей, и Министерства культуры России, которое направило на его организацию порядка 1,5 млн рублей. Каждый фестиваль посещают до 4 тыс. зрителей.
 
Вампиловский фестиваль – это важное событие, которое говорит о том, что в Иркутске «бьют чистые источники театральной драмы», – отметил на открытии советник президента РФ по вопросам региональной экономической интеграции Сергей Глазьев.Это дает надежду, что молодежь Иркутской области будет всегда равняться на высокую планку, заданную Вампиловым.
 
В этом году в фестивале принимают участие 19 театров из шести стран мира и семи городов России. Их отобрали из 70 заявок. В репертуаре, помимо спектаклей по Александру Вампилову, произведения Валентина Распутина, Василия Шукшина, Владимира Гуркина, Андрея Платонова, Евгения Замятина, Флорида Булякова и других авторов. Работать фестиваль будет на четырех площадках: основной и камерной сценах драмтеатра и на большой и малой сценах Иркутского ТЮЗа.
 
Отбор спектаклей всегда проходит под эгидой тех идей и уважительного отношения к искусству, которое есть в иркутском драмтеатре, – рассказал театральный критик, член отборочной комиссии фестиваля Арнольд Беркович. – Раньше мы старались не включать в репертуар спектакли, поставленные по одному и тому же произведению, но в этом году решили пойти на небольшой эксперимент и пригласили сразу три «Старших сына». Хотелось бы сказать, что все спектакли, что увидят зрители, уникальны и олицетворяют собой настоящее искусство.
 
Спектакль «Старший сын» Московского драматического театра «Сфера», который открыл фестиваль на основной сцене драмтеатра, действительно достоин самых высоких похвал. В постановке, созданной главным режиссером театра Александром Коршуновым, нет новомодных наворотов и зажигательных спецэффектов. Зато есть уважение к вампиловскому тексту, живая музыка и подлинная правда чувств – та, которая заставляет три часа смеяться и плакать, не замечая времени и не ощущая сценического пространства. Кстати, именно в этом специфика коллектива, который в 1980-х годах создала режиссер Екатерина Еланская. Даже само здание театра «Сфера» построено в виде кругового амфитеатра, что отвергает принцип театра-куба, а утверждает идею некой сферы общения между артистами и зрителями. Кстати, несмотря на специфику сцены, где был поставлен спектакль, режиссеру удалось адаптировать его к традиционному пространству и при этом установить эмоциональный контакт со зрительным залом. Возможно, Александру Коршунову помогло то, что он до этого уже дважды выступал на Вампиловском фестивале вместе с коллективом Малого театра России.
 
Мне посчастливилось в третий раз приехать в Иркутск, но я впервые здесь с театром «Сфера», – отметил он. – Так сложилось, что это первая постановка по Вампилову – автору близкому и любимому мной – в этом театре, который строится и существует по принципу сферы, где зрители и актеры активно взаимодействуют. По сути – это театр человеческого общения. А Вампилов как раз тот автор, который дает те самые возможности для общения, ведь у него связь людей друг с другом от сердца к сердцу – главная, пронзительная, искренняя и звенящая во всем его творчестве.
 
На малой сцене фестиваль открыл еще один его постоянный участник – Театральная компания Myung Pum из Южной Кореи. Коллектив, который уже в четвертый раз показывает свои постановки в Иркутске, в этом году представил спектакль «Когда цвела гречиха» корейского автора Ли Хе Сеока о любви, страсти и сложностях человеческого общения.
 
Я благодарен за возможность приезжать на фестиваль и хочу ставить такие спектакли, чтобы меня приглашали из года в год, – признался режиссер Театральной компании Myung Pum Ким Вон Сок. – Конечно, моя фактическая родина – Корея, но духовной родиной является именно Вампиловский фестиваль, Иркутск и Россия.
 
Во второй день спектакль «Шуры-муры» по рассказам Василия Шукшина представил Театр эстрады им. Аркадия Райкина из Санкт-Петербурга. Постановка представляла из себя смесь цирковых, эстрадных, музыкальных и театральных номеров на тему русской жизни.
 
Наш театр – один самых молодых государственных театров в стране, в следующем году нам исполнится всего 10 лет, – рассказала гастрольный директор театра Татьяна Нестерова. – Когда на премьере этой постановки побывала Лидия Шукшина, то сказала, что это один из лучших спектаклей по рассказам ее мужа, а в прошлом году «Шуры-муры» открывали Шукшинский фестиваль. Теперь мы с удовольствием представляем его иркутянам.
 
На камерной сцене зрители увидели добрый и пронзительный спектакль «Дело святое» Независимого театрального проекта «Диалог» по произведению современного башкирского автора Флорида Булякова.
 
Мне кажется, что Вампилова и Булякова связывает не только принадлежность к современным драматургам, но и то, что в их текстах есть внимательное и непредвзятое отношение ко всем людям, – отметила заслуженная артистка России, участник театрального проекта «Диалог» Людмила Одиянкова.
 
В программе фестиваля также состоятся творческие встречи, мастер-классы, обсуждения с критиками, выставки, капустники и круглые столы, один из которых будет посвящен творчеству Александра Вампилова. На нем представят удивительную находку библиографов библиотеки им. И.И. Молчанова-Сибирского – первую пьесу Александра Вампилова “Счастье Кати Козловой”.
 
Второй вариант этой пьесы – «Тихая заводь» – известен в узких кругах и вышел в 1960 году в Горьковском книжном издательстве, – рассказала иркутский литературовед Валентина Семенова. – Не так давно нашим библиографам прислали первый вариант этой пьесы под названием «Счастье Кати Козловой», который вышел на год раньше, в 1959 году, в сборнике для самодеятельных театров.
Фото: 
Андрей Федоров
Автор: 
Елена Орлова
20.09.2017