Будь в курсе
событий театра

Останется ли человек человеком?

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Иркутск в шестой раз стал столицей Всероссийского театрального фестиваля современной драматургии им. Александра Вампилова. Открытие фестиваля состоялось традиционно возле памятника драматургу. Вместо цветов "Чехову наших дней" несли гроздья рябины.
 

Свою первую пьесу "Двадцать минут с ангелом" Александр Вампилов написал в 25 лет. Пьеса о том, как два командировочных, высунувшись из окна гостиницы, просят у всех три рубля на водку, и к ним входит ангел и дает им три рубля. Сейчас специалисты говорят, что это было великим новаторством в русской драматургии. Ангела, правда, потом поменяли на агронома. В советской гостинице просто не могло быть ангела, тем более, такого, которого потом сдают в милицию. Его пьесы запрещали и заставляли бесконечно редактировать, а сегодня они идут на лучших столичных сценах.
 

"Чехов наших дней"
 

Одним из первых, кто осмелился показать героев Вампилова на театральных подмостках, был Владимир Андреев, художественный руководитель театра им. М. Н. Ермоловой, народный артист России, лауреат Государственной премии:
 

- Есть моменты в жизни, которые становятся событиями, по многим параметрам определяющими жизнь, философское её понимание. Такой для меня много лет назад стала встреча с Александром Вампиловым. Когда смотрю сегодня на его фигуру в бронзе, то думаю: не обязательно быть мощным, обладать звучным голосом и нахальным желанием самоутвердиться любой ценой (что сейчас стало нормой), чтобы появиться как человеку великому и действительно завладеть сердцами и умами. Вампилов в жизни был хрупким человеком и остался в вечности гением. Это так. Сегодняшняя встреча с Александром Вампиловым окрашена светлой печалью. Проходят годы, но те наши московские разговоры остаются в сердце и всё чаще вспоминаются.
 

В своё время ермоловцы открывали на московской сцене Вампилова. Критики меня часто упрекают в том, что мы сейчас ставим его пьесы. В последний раз мы в девяностом году привозили на один из фестивалей "Утиную охоту". К тому времени я 300 раз сыграл Зилова. В спектакле, который мы привезли на фестиваль почти 20 лет назад, я играл Кушака. А потом боялся ставить: вдруг не получится. Сегодня я вновь работаю над произведениями Вампилова. И это делает меня живым и счастливым. Зачитываюсь его записными книжками. Удивительно: как будто написаны они не вчера и даже не сегодня, а на завтра. Столько мыслей, и острых, и грустных, дарящих надежду и веру.
 

Феномен Вампилова
 

Друзья и однокурсники Александра Вампилова часто вспоминают его фразу: "Писать надо о том, от чего не спится по ночам...". И драматург писал о совести, о справедливости, о добре и милосердии. Эти основные мотивы его пьес побуждают режиссёров обращаться к творчеству Вампилова.
 

- Больше всего боюсь, когда начинают реанимировать интерес к ушедшим драматургам, - говорит Вера Максимова, театральный критик. - К сожалению, большинство спектаклей по Сашиным пьесам имеют средний уровень. Ошибка в том, что никто не берётся изучать этапы его творчества. Это печально. Отсюда и непонимание, почему Вампилов безумно пронзителен, странен и таинственен.
 

- На мой взгляд, феномен Вампилова в том, что он не поверил "в светлое коммунистическое будущее" и не стал претворяться, - уверен писатель Олег Павлов. - С другой стороны, сейчас много говорят, что в СССР не было свободы, сплошная цензура. Вампилов, наоборот, показывает абсолютно свободных людей. Причём, это страшная свобода, которая сравни безбожию. Его герои мучаются от безделья, у них много свободного времени. В своих пьесах Вампилов ищет ответ на вопрос: останешься ли ты, человек, человеком?

Автор: 
Наталья Мустафина
19.09.2007