Будь в курсе
событий театра

«Он один такой». Иркутский драмтеатр — тайны памятника архитектуры

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати
Драматический театр имени Охлопкова. Его можно считать родственником Мариинки. Ведь иркутское здание строили по проекту главного архитектора дирекции Императорских театров Виктора Шрётера. Именно он реконструировал Санкт-Петербургский театр оперы и балета.
 
Иркутская драма не всегда была каменной. В середине 19 века в городе осталась странствующая труппа. Первые спектакли она давала в Благородном собрании. Теперь там концертный зал областной филармонии. Затем для артистов построили деревянное здание на Большой улице, сейчас Карла Маркса, но оно сгорело. Когда пожары уничтожили ещё два дома иркутской драмы, власти решили построить каменный театр. С тех пор его внешний вид значительно не менялся, хотя и страдал от времени и Октябрьской революции.
 
— Этот взрыватель артиллерийского снаряда мы нашли в кирпичной кладке. Скорее всего, эпоха защиты Белого дома. Вот гильзы времён обороны, — говорит генеральный директор строительной компании Александр Петров.
 
Их строители обнаружили при реконструкции театра в конце 90-х. Тогда иркутский драматический внешне вновь стал таким, каким был в день своего открытия, только в два раза больше.
 
Ещё 20 лет назад на месте этого коридора была улица.
 
— Вот здесь заканчивалось здание театра. Здесь был люк, в который мы носили декорации. Был спланирован пристрой и утверждён к театру, в котором мы разместили много вспомогательных помещений, — говорит директор Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова Анатолий Стрельцов.
 
Так сюда переехали пошивочный и бутафорский цеха. Появились тренажёрный зал, сауна и бассейн для театральных работников. Именно тогда построили и камерную сцену.
 
— Здесь в зависимости от спектакля — от 100 до 150 человек. Мы можем как угодно располагать здесь зрителя, как угодно располагать здесь декорации.
 
Складское помещение стало Четвёртой сценой, а подвальное назвали Другой. Она рассчитана всего на 50 мест. Здесь сегодня ставят самые экспериментальные постановки. Прежде чем пройти на основную сцену, свернём в большие комнаты. Интересно, для чего в здании, куда приходят смотреть представления, так оформили второстепенные залы?
 
Здесь раньше обсуждали новости, городские спектакли, потому что это было место для встреч наших жителей, которые очень любили свой театр, — говорит заведующая музеем Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова Людмила Колесник.
 
По соседству с голубым залом находится зелёный. По легенде, ночью тут бродят приведения актёров. С комнатой связана и другая история.
 
Этим зеркалам столько же лет, сколько и самому театру. Их привезли из Санкт-Петербурга на лошадях. Вот одно по дороге и треснуло. Перед открытием театра его так и не заменили. Постоянно возникали дела поважнее.
 
Теперь можно и на главную сцену. Она рассчитана на 527 человек. Первым тут в 1897 году дали «Ревизора» Николая Гоголя. Это сейчас зритель может купить билеты на любое место. Раньше самая привилегированная часть публики занимала партер и нижний ярус балконов. Менее знатным и менее богатым приходилось забираться повыше.
 
Губернаторская ложа. Простому зрителю и сейчас попасть сюда достаточно сложно. В кассах билеты на эти места не продают. Всё потому, что располагаются губернаторские ложи прямо на уровне сцены, слева и справа от неё, и чаще всего здесь сидят очень важные зрители.
 
А это люстра, которую любят фотографировать зрители. Чтобы лучше представить её вес, вообразите себе внедорожник, подвешенный к потолку. Её сделали на заказ в Санкт-Петербурге во время реконструкции театра. Основа люстры — чугунная, блеск ей придают позолота и чешский хрусталь.
 
До неё в зале висела люстра из городского железнодорожного вокзала. Теперь в театре старинные традиции уживаются с новейшими технологиями. Постоянными остаются аншлаги на представлениях.
 
Автор: 
Дарья Азарова
20.07.2017