Будь в курсе
событий театра

Неделя современной драматургии в Иркутске

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Каким видит театр своего зрителя и что хочет ему сказать – это главные вопросы, которые озвучили театральные критики на IX фестивале современной драматургии имени Александра Вампилова, прошедшем с 11 по 17 сентября в Иркутске. Фестиваль открылся спектаклем Малого театра России по Островского «День на день не приходится» (в оригинале пьеса называется «Трудные дни»).

В этом году фестиваль по праву можно назвать международным. В нем участвовали театры из России, Белоруссии, Польши, Германии, Австрии, Южной Кореи. Ежедневная программа состояла из 2–4 спектаклей, которые проходили на сценах Драматического театра им. Охлопкова и Театра юного зрителя им. А. Вампилова, пресс-конференций, круглых столов с участием критиков и театральных деятелей, репетиций и экскурсий на Байкал.
 

Зритель здесь замечательный, но не простой. Еще в первый раз мы почувствовали, что у вас очень внимательный и очень требовательный зритель, и надо было его завоевать. Во второй приезд спектакль прошел легче, не было такого преодоления, — отметил режиссер и актер Малого театра, заслуженный артист и народный артист России, Александр Викторович Коршунов. — Для вашей аудитории приятно играть, и мы рады, что снова здесь, уже в третий раз. У меня к Островскому отношение особенное: мне кажется, что он удивительно современный и своевременный. Поэтическое, лирическое, мощное и доброе, светлое, жизнеутверждающее начало Островского — это настоящий родник, и его спектакли сейчас очень нужны.
 

Московские критики называют Малый театр Театром Человека и Театром Души. Посмотрев спектакль, соглашаюсь с этим утверждением. Высмеивая самодурство и тиранские замашки богатых помещиков и завидующих им бедных представителей знатных сословии, режиссеры и актеры используют и накал ярких красок, и эмоциональные полутона. Честно говоря, такую манеру игры я увидела впервые и была приятно удивлена, как естественно актеры выражают чувства своих героев, переходя от реплик к песням и танцам. И возникла искренняя благодарность к участникам и организаторам фестиваля за возможность познакомиться с молодыми звездами театра, еще не попавшими на экраны, но уже побывавшими на нашей сцене.

Также на фестиваль приехали актеры Московского драматического театра «Модернъ» и Государственный академический театр им. Е. Вахтангова. Вахтанговцы привезли два камерных спектакля — «Матренин двор» по рассказу Солженицына и «Тихая моя Родина» о православной России, составленный из стихов Анны Ахматовой и Булата Окуджавы, Игоря Северянина, духовных песнопений и песен на слова известных авторов.

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________
 

На одном из премьерных спектаклей «Матренин двор» у нас побыла внучка Солженицына. После спектакля она зашла к нам за кулисы и сказала: «Ну, теперь я все поняла — таких, как Матрена, уже нет». А ей семь лет тогда было, — рассказывает актер Александр Михайлов. — Когда мы ставили Солженицына, мы уже тогда думали, что он немного не для Москвы. Нам хотелось его показывать огромному, широкому кругу зрите лей. К нам на спектакли больше идет молодежь и школьники. Здесь же публика намного старше, чем к нам приходят обычно. Иркутские зрители на первом спектакле как будто все впитывали: еще рано плакать, а они уже прослезились. Что касается постановки Вампилова в кино, то я даже боюсь, если его сейчас поставят. Его скорее поставят с другим уклоном. Даже притом, что у нас есть потрясающие молодые актеры, я вижу, какой колоссальный труд они вкладывают в фильмы и в сериалы, у них чувствуется огромный потенциал. Притом я считаю, что Вампилов и тогда, и сейчас актуален, так же как и Солженицын, но их нельзя и невозможно подогнать под повседневность. В их произведениях того периода всегда был какой-то гуманизм, когда между людьми отношения складывались христианские, хотя об этом напрямую не говорилось.
 

______________________________________________________________________________________________________________________________________
 

Мы любим русских классиков, особенно Чехова, Достоевского и Гоголя, и ставим по ним спектакли, — такими словами открыл свое представление театр из Сеула. Театральная компания Myung Pum зарекомендовала себя как перформанс – группа, которая предлагает новое видение театрального искусства Кореи. В этом году они показали в Иркутске экшн – постановку по рассказу Николая Гоголя «Старосветские помещики». Ее по праву можно назвать одной из лучших, созданных на основе смешения нескольких видов искусств. Можно сказать, что театр ориентировался на подготовленного зрителя, но к концу спектакля любому становятся понятны все использованные символы: шары символизируют шар жизни каждого участника, сцена ревности одной из служанок говорит о том, что испанские любовные страсти понятны людям всех национальностей. Актеры любуются и нежно подшучивают над своими героями, как этот делает сам Гоголь, рассказывая историю простой, но так необходимой миру любви мужчины и женщины, и историю их «нечаянного» расставания в этом мире. Они так ловко вплетают в повествование русский обычай «третьим будешь?», приглашая на рюмочку человека из зала, так к месту применяют символы матрешки, православной веры, что диву даешься. Все стало на свои места, когда удалось узнать, что Театральная компания Myung Pum основана директором Кимом Вон Соком, выпускником ГИТИСа, несколькими актерами, закончившими драматическую школу в России, и русскими сотрудниками театра «Вернисаж», где Ким Вон Сок работал исполнительным директором. Такой баланс смешения национальных стилей, в котором одновременно читается самобытность, ирония и мощь Гоголя, — это потрясающе.
 


В этот же день состоялся еще один спектакль Иркутского областного театра юного зрителя им. Вампилова — «Дуэль». Это мистическая драма, созданная Анной Стародубцевой и режиссером Андреем Гречманом. Роль Пушкина исполнил Сергей Павлов, а Натальи Гончаровой — Анна Конончук. Настолько удачно, без форсажа этим молодым актерам удалось сыграть непростые взаимоотношения своих героев, настолько неожиданно были сопоставлены реальный мир поэта и мир его персонажей, между которыми оказалась Наталья Гончарова, что это не могло не задеть каждого зрителя. Хорошо, что у иркутян есть возможность в будущем посмотреть этот спектакль еще неоднократно.

И очень жаль, что нет физической возможности посмотреть все спектакли приехавших на гастроли театров, тем более, что они одновременно шли на разных сценах. Какова миссия театра, и на какие ценности ему опираться, ставили вопрос критики. Посмотрев спектакли, могу ответить: ценности жизни и развития человека оставались и остаются главными для всех наций и народов. И только в переходном возрасте кажется, что у молодых они другие. Вспомните, какой вызов бросал в начале своего творчества Гарик Сукачев и какой трогательный фильм о войне он снял, став постарше... Почему? Вопрос риторический.

Фото: Н. Благонравин, А. Климов, А. Скоромец

Автор: 
Светлана Чайко
29.09.2013