Будь в курсе
событий театра

Не остаться в неведении брадобрея

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати
Каникулы с охлопковцами. День первый
 
«Вот это каникулы! – подумалось, наверное, юным делегатам из Заларинского района под занавес стартового дня пребывания в областном центре. – И не припомним, когда так уставали от 
«впечатлений». Поскольку на общение с гостями у организаторов только три дня, рекордно бодрый темпоритм мероприятий был задан с самого начала. Школьникам из Заларей и окрестных
деревень пришлось встать засветло, чтобы к утру уже добраться до места дислокации в Иркутске. Здесь их первым делом покормили и поприветствовали – и сразу же помчали навстречу
просветительским искусам.
 
Первой свои гостеприимные двери распахнула усадьба декабриста князя Волконского с её уникальной экспозицией, частично воссозданными историческими интерьерами знаменитой семьи, неповторимым дворянским антуражем XIX века и завораживающей атмосферой литературно-музыкального салона. Ребята услышали волнующие подробности о жизни Сергея Григорьевича и Марии Николаевны Волконских, об их общении с товарищами по несчастью и местной прогрессивной общественностью, пристально вглядывались в коллекции портретов и гравюр, в благородные лица декабристов и кроткие прекрасные лики их верных подруг. Узнавали в овалах старых рам образы кумиров той далёкой эпохи: Михаила Глинки, Фредерика Шопена, мятежного Байрона. Их гипнотизировали фарфоровые фигурки Наполеона и Пушкина-лицеиста.
 
Затем камерную, задушевную тональность Дома Волконских сменил уверенный пафос академических залов областного художественного музея имени Владимира Сукачёва – образцового гражданина своего времени, благотворителя и мецената. Школьники с пиететом слушали рассказ об этом просвещённом и разностороннем иркутском градоначальнике, увлекательные комментарии экскурсовода к лучшим экспонатам музея, чьим истоком послужила некогда созданная Владимиром Платоновичем коллекция полотен и скульптур. Множество интереснейших фактов из истории искусства рассказали им в этих стенах. Они познакомились с легендой о чудесном возникновении образа Спаса Нерукотворного, увидели колоссальный портрет Гавриила Державина в сибирских соболях на фоне природы Приангарья, написанный итальянским живописцем, оценили картины передвижников и импрессионистов, сильнейшие полотна мастеров советского времени.
 
Дом-музей Валентина Григорьевича Распутина расположил экскурсантов невероятной иллюзией присутствия писателя, эффектом погружения в бытовой и психологический контекст его гениальных произведений. Старенькая школьная парта, за которой боролся с голодным обмороком пытливый мальчик Володя из «Уроков французского», словно приглашала присесть и задуматься о невесёлых, недетских вопросах. Макет Матёры, с мирным стареньким погостом, с Петрухиной избой, охваченной пламенем и дымом, с подожжённым царским лиственем, - звал внимательней рассмотреть и осмыслить каждую деталь, каждую подробность щемящей истории острова.
 
В Харлампиевском храме детей ласково встретил настоятель отец Евгений, завёл доверительный разговор о счастье и вере, о необходимости всю жизнь учиться и совершенствовать себя, о том,
что главный помощник в этом совесть – голос Бога в душе человеческой. Он наставлял искать общения с этим голосом, чаще приходить в церковь, не стесняться взыскивать спасительных истин, главная из которых – научиться любить, говорить с людьми и миром на языке любви. А для этого каждому надо настроиться внимать этому языку в сердце своём.
 
Из храма Господня заларинские пилигримы отправились в храм Мельпомены – в Иркутский академический драматический театр. Здесь их ждала экскурсия по красивейшему зданию-памятнику, его музею и нарядным рекреациям, его четырём сценам. На последней, учебой сцене состоялась встреча с актёром и режиссёром, заслуженным артистом России, театральным педагогом Геннадием Гущиным. Она произвела на мальчишек и девчонок такое сильное впечатление, что те не хотели расставаться, всё сыпали и сыпали вопросами, пытались увезти Геннадия Степановича с собой на вечерние посиделки в гостиницу. Не мудрено: бывалый охлопковец имеет, что рассказать юным собеседникам, и хорошо знает, как это делать без назидания и скуки. Он поделился яркими эпизодами собственного пути в необыкновенный мир театра, секретами приобщения к сокровищам большого искусства, догадками о неизъяснимой природе красоты и никем не разгаданной магии таланта. А ещё Геннадий Степанович рассказал маленьким слушателям мудрую притчу с намёком.
 
Вот она.
 
Однажды могущественный царь поймал Джинна и уже собирался его поразить. Джинн взмолился о пощаде, пообещав исполнить любое желание. Тогда царь пожелал увидеть самого великого воина и полководца, который есть на земле. Как же был разочарован грозный повелитель, когда Джинн предъявил ему смиренного брадобрея на шумном базаре.
- Это, что – самый великий воин и стратег?! – воскликнул царь.
- Да, - ответил Джинн, как ни в чём ни бывало. – Просто он об этом не знает.
Будет о чём вспомнить, о чём задуматься заларинским ребятам, возвращаясь к первому дню каникул с охлопковцами. А впереди – день второй: Тальцы, Байкал и новые открытия о мире и о себе.

 

Автор: 
Марина Рыбак
30.07.2018