Будь в курсе
событий театра

«Моя Марусечка» и другие... Черемховский драматический театр на фестивале имени Вампилова

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

X Международный театральный фестиваль современной драматургии имени А. Вампилова дал возможность увидеть иркутянам и гостям Иркутска, как артисты из разных городов и стран играют всем известные и совершенно незнакомые ранее спектакли. Черемховский драматический театр им. В. П. Гуркина выступил со спектаклем А. Васильевой «Моя Марусечка», тёплым, искренним, интересным... Директор театра Андрей Витальевич Ефимов, а также режиссёр спектакля, заслуженная артистка России Татьяна Уфимцева ответили на ряд вопросов.
 

– Почему для участия в Международном театральном фестивале современной драматургии им. А. Вампилова выбрали именно «Мою Марусечку»?
 

А. В.: Всегда проблема найти достойную, качественную с художественной точки зрения, сценичную, созвучную времени, без чернухи и страшилок современную пьесу в репертуар театра. В этом смысле «Моя Марусечка» – материал благодарный и благородный: история маленького человека, внутренне интеллигентного, не раздавленного сволочной жизнью, несправедливостью мироустройства, равнодушием окружающих. Наоборот, сохранившая внутренний стержень, добро и свет в душе своей, не обозлившаяся, принимающая людей такими, какие они есть, откликающаяся на их боль...
 

Т. У.: Меня всегда трогала история «маленького человека». Прочитав повесть, я подумала, что ею можно заинтересовать и зрителя. Люди откликаются на простоту и искренность. Эту светлую интонацию я и постаралась найти в спектакле, плюс юмор, который есть в тексте, плюс яркий, образный язык героев. Что ещё нужно режиссёру? Это повесть о человеке, у которого есть совесть. Таких немало и среди нас.
 

– Как вам кажется, Марусечку можно «обвинить» в простоте, так скажем, в сверхдоброте, ведь она не берёт лишней копейки за свой труд?
 

А. В.: Вряд ли можно доброту мерить деньгами: сколько взяла или не взяла за работу? Но и в сверхпростоте героиню не уличить: она не наивная, не блаженная. Она знает (иногда даже сама пробует), как можно получить «навар». Другое дело, что внутри неё есть что-то (совесть? нравственные установки?), что не дает ей «наварить». Есть внутренний ограничитель «можно–нельзя». Просить нельзя. А дадут – возьмёт, спасибо скажет. При этом точно не обидит – ни просьбой, ни отказом. Главное – не обидит.
 

Т. У.: Если человек откликается на просьбы окружающих, хочет помочь – это что, редкость? Это нормально. Марусечка вовсе не так проста, как кажется. Она умна сердцем, очень хорошо понимает людские слабости и умеет их прощать, а кто из нас без греха? Она за свои услуги получает гроши, это да, но ведь богатый не тот, у кого много, а тот, кому хватает. Марусечке и хватало бы, если б не адвокат, требующий неподъёмную сумму, в этом и конфликт. Я долго искала актрису, которая бы сумела просто и доверительно, без фальши рассказать о Марусечке. И я её нашла.
 

– Как вы думаете, много ли в настоящее время таких Марусечек?
 

А. В.: В жизни очень много людей, готовых откликнуться на чужую беду, отложить свои проблемы, чтобы помочь кому-то. Немало и честно работающих за копеечную зарплату, готовых принять сироту и ради него жизнь отдать. Даже соврать, чтобы любимая сестра на том свете не волновалась.
 

Т. У.: Александра Васильева, автор повести, писала её с конкретного человека, а значит, такие люди есть. Такой была моя бабушка, например. Я уже говорила, таких немало. Странно то, что это воспринимается как нечто исключительное.
 

– Вы говорили, что с театром выезжаете в разные деревни, посёлки со спектаклями. Возили ли вы «Мою Марусечку» кроме Иркутска куда-либо ещё за пределы вашего города?
 

А. В.: Так получилось, что премьера «Моей Марусечки» состоялась 8 мая 2015 года, а второй показ спектакля на зрителя состоялся на фестивале в Иркутске 24 сентября. Поэтому не только в деревни мы с ним не выезжали, но ещё и черемховцы его, собственно, не видели.
 

– Как Вам иркутский зритель?
 

А. В.: В этот раз мы впервые выступали на Камерной сцене театра им. Н. Охлопкова, но иркутяне хорошо знают черемховский театр по неоднократным его гастролям на сцене ТЮЗа им. А. Вампилова. Знают и всегда тепло встречают. Видимо, и нынче на показ пришли те зрители, которым черемховский театр интересен так же, как и сами артисты. Мы не почувствовали холода или непонимания. Зал был доброжелательный и благодарный, великодушный и понимающий. Мы были в чужом, неосвоенном пространстве, это иногда сбивало, мешало. Но мы не были чужими, спасибо за это иркутянам.
 

– Был ли разговор с критиками по поводу «Марусечки»? Если да, то какими были их мнения?
 

А. В.: Критика на то и существует, чтобы делать замечания, возражать, советовать, предлагать что-то исправить. Но в целом спектакль критикой был принят с оценкой высокой. Можно об этом судить уже по тому, что наша встреча длилась почти четыре часа. А это значит, что есть предмет для разговора, повод для обсуждения. О плохих спектаклях долго не говорят – не о чем.
 

– Чем еще занимается театр, кроме постановок спектаклей?
 

А. В.: Самый большой проект черемховского театра – фестиваль памяти В. П. Гуркина «Театральная провинция». Первый состоялся осенью 2014 г. Следующий должен быть в сентябре–октябре 2016 г. И сегодня уже это большая забота театра о том, чтобы он состоялся и хорошо прошёл. Черемховская труппа в последние годы очень помолодела. Что хорошо уже тем, что это повод привлечь в театр и молодого зрителя. В планах театра – освоение В. Шекспира молодыми артистами для молодого зрителя. Кроме того, молодые рвутся в бой, пробуют себя и в режиссуре. Уже в ноябре артистка театра А. Быкова представит свою постановку в качестве режиссёра «Чёрное на белом». В декабре откроется Малая сцена театра, и там планируют свои режиссёрские опыты актёры нашего театра А. Чернов и Е. Куликова.
 

Фото: Сергей Неродов

Автор: 
Мария Евстратова
15.10.2015