Будь в курсе
событий театра

Круглый стол. Как «проще, легче, выше, веселее»?

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

12 сентября 2013 года в пресс-центре Иркутского академического театра состоялся Круглый стол под названием «Театр – сила, защищающая человека от нравственной опустошенности, социального одиночества», который открыл цикл дискуссий театральной общественности, объединенных общим направлением – театр и современность.

Фестиваль современной драматургии имени Вампилова уже не первый раз собирает филологов, писателей, журналистов, литературоведов и театроведов, чтобы ответить на вопросы о природе и влиянии театра на общество, актуальности его воспитательной функции сегодня, его миссии, взаимоотношениях со зрителем и сложившейся театральной аудитории, ее ожиданиях, предпочтениях. Встречу 2013 года можно назвать продолжением уже традиционных фестивальных бесед.




Елена Стрельцова, театровед, кандидат искусствоведения:

«Работа театра идет или на разрушение, и сюда вписывается только прагматизм: только материальное, только деньги, только выгода, отсюда постоянная жизнь антрепризы, которая изнутри во многом разрушает ансамблевую природу театра. С другой стороны то, что сейчас девальвировано – духовная сторона театра. Все поруганные сегодня слова: воспитание, миссия, которые даже невозможно сказать с нормальной интонацией – все начинают ёрничать, иронизировать…  

Сейчас все повторяют идеальную программу театра, который виделся Станиславскому. Четыре слова: «проще, легче, выше, веселее». И понятно, что веселее и легче – вот оно, а проще и выше – трудно, забыто, оболгано. Здесь не может быть примирения, может быть или-или, третьего не дано. Или вы встаете на одну сторону, сторону цинизма и прагматизма, или вы встаете на лестницу, которая ведет вверх. Это гораздо сложнее. И время сейчас, может быть, не для этого, но надо противостоять, как-то выбираться».




 

Театральный критик Вера Максимова, ведущая Круглого стола:

«Как ни странно, я тоже хотела поставить на обсуждение эту фразу. Само приобщение, и хоть маленькое право на творчество дают такое огромное счастье. Понимаете, акцент ставится на «легче и веселее». Легкость, конечно, обязательное качество гения. Тяжеловесный, потеющий гений не бывает. Вахтангов был легок, говорил Немирович. А спектакли были о чем? О жизни и смерти. Ведь это была ошибка, что мы долгие годы по «Турандот» мерили Вахтангова. «Турандот» был единственным спектаклем откровенного веселья, даже в «Свадьбе» чума была, и в Чехове чума ему чудилась, и он заминался только одной главной темой – взаимоотношением жизни и смерти. Он был толстовец. Я не знаю, насколько он был христианин, верил ли он в бессмертие. Мрачные спектакли, философские спектакли, жанр любимейший – трагедии, и при этом совершенно легок в своих фантазиях, легок в своих композициях, построении, легок в актере. Он безумно ценил красоту. О чем вообще не вспоминают сегодня – вопрос красоты, воздействия красоты и воспитательной функции красоты. Вот вам Вахтангов. Так что же такое для меня в этой четверке дороже всего – «выше».

 

Также в формате Круглого стола были затронуты и другие вопросы, такие как взаимоотношение театра и религии, существует ли сегодня борьба между театрами-стационарами (репертуарными театрами) и театром новым, чему учит, к чему подвигает человека новый театр, на что воздействует он воздействует, какова миссия его лидеров.




 

Обсуждения продлятся до 15 сентября.

Фото: Анатолий Бызов

12.09.2013