Будь в курсе
событий театра

Космос Бродского

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

В Иркутске пытались найти причины запоздалой моды на великого поэта.
 

Ультрамариновый восьмой час ноябрьского вечера. В уютном холле четвертой сцены Иркутского драмтеатра – стайка юных и молодых людей с воодушевленным ожиданием в глазах. Поразмышлять об иконе российских интеллектуалов Иосифе Бродском сегодня здесь собралась думающая, увлеченная творчеством молодежь: студенты иркутских учебных заведений, участники любительских коллективов. На большом экране – «раздроблен изнутри, на ощупь тверд» — умудренный облик поэта. Кажется, даже льдины обрамленных зеркал и прозрачные стекла огромных окон, и грациозные позы по-южному пышной зелени — все исполнено испытующего, почти суеверного любопытства. Недооткрытый, отвергнутый некогда, неразгаданный и соблазнительный «вечный пилигрим Иосиф Бродский» встречает нынче тех, кто откликнулся на его рискованный поэтический вызов – нырнуть в густые джунгли метафор «для выраженья невозможной мысли», устремить внутренний взор в невыразимую пустоту, «в черт-те что. Все выше. В ионосферу. В астрономически объективный ад Птиц, где отсутствует кислород, Где вместо проса – крупа далеких звезд».
 

Нам тоже страшно любопытно. Прежде всего, почему сегодня вступающие в жизнь наши земляки тянутся к этому загадочному поэту? Чем он им созвучен – изгнанник, беглец, бунтарь, нонконформист, усталый оракул смерти, путешественник в тотальное ПРОЧЬ и затворник своей жемчужной раковины? Дискуссионный клуб в Молодежном творческом центре при охлопковском театре позволит нам приблизиться к разгадке возрождения интереса к Бродскому — создателю особой поэтической матрицы, провидцу иной, незакрепощенной реальности, альтернативной нашему со всех сторон обусловленному обществу.
 

Сталкер территории небытия
 

Чтобы помочь «отрыву» публики от обыденности и выходу на крутые орбиты образного космоса Бродского, сначала выступили «навигаторы», медиумы – толкователи и знатоки уникального стихотворца: доктор филологических наук, профессор ИГУ, автор диссертации «Метафизическая мистерия Иосифа Бродского» Ирина Плеханова и доцент кафедры сценической речи театрального института им. Бориса Щукина, заслуженный работник культуры Республики Тыва Галина Турчанинова-Родина.
 

От них участники клуба услышали ряд базисных тезисов о творчестве Бродского. Он явился в русской литературе демиургом традиции отстраненного, отчужденного, охлажденного индивидуального сознания, жизнь положил, чтобы создать поэзию личностного существования. Им владела жажда вообще УЙТИ. От всех ограничений, обу­словленностей, догм, зависимостей и пут. Ярче, пластичней и осязаемей всех описавших подробности этого мира, в каждом своем стихотворении он совершал немыслимый побег в мир иной, за грань постижимого, из теплокровного плена жизни – в ледяную свободу небытия. Он видел назначение человека – в достижении полной свободы. И знал, что она возможна только в абсолютном одиночестве, где душа возвращает себе конгруэнтность с бесконечностью. Бродскому эта непосильная задача покорилась. Бесконечность, которую мы в большинстве своем не в силах объять беспомощным умом, не в силах осмыслить, освоить, и уж тем более обжить, была для него исхоженным местом, открытым порталом, где он подолгу жил в невесомости своего воображения, в надежном скафандре своего интеллектуального сознания. Поэзия в его случае представляла собой те «звездные врата», через которые можно совершить путешествие, невыполнимое в реальности, осуществить шаманское проникновение за грань, за горизонт, в зенит и апофеоз запредельности, которые так мучительно и страстно отразились в его «Осеннем крике ястреба». Однако Одиссей этих невероятных странствий – Бродский еще и возвращался на свою бедную Итаку, чтоб передать нам, бескрылым и прикованным к своим якорям, метафорические знаки иного существования. «Ты Бога облетел – и вспять помчался», — свидетельствует о поэте Бродский. Великий трансгрессор, отважный пловец по волнам других измерений. Виртуозный трикстер, так умело морочащий и гипнотизирующий нас приметами зазеркалья в образах самых узнаваемых и привычных вещей.
 

Ученые помогли нам пристальней вглядеться в ритмическую магию стихотворной строки гения. В ее «хаотическую стройность», в ее стремление к бесконечности, когда одна строка, оставшись на конце незавершенной, перетекает, как волна, в следующую. Устремляется ускоренной мыслью вперед и ввысь, и вглубь, не давая остановиться, сделать паузу, перевести дух, затягивая тебя в этот поэтический мальстрем, до головокружения, до вспышек в солнечном сплетении, до почти наркотического эффекта измененного сознания.
 

Нам поведали, что у Бродского самый богатый русский словарь. А значит, самое обширное духовное пространство. В русском языке порядка 500 тысяч слов. В активном обороте — примерно 30 тысяч. Средний индивидуум, как правило, интенсивно пользуется где-то 3 тысячами слов. Такой выдающийся поэт, как Анна Ахматова, оперировала 7 167 словами. У Иосифа Бродского исследователи зафиксировали 19 650 слов. Из них наиболее часто он выбирал метафизически заряженные пароли – жизнь, глаз, время, день, ночь, окно, человек, небо, смерть… Читая Бродского, странствуя по его разветвленному, нескончаемому духовному лабиринту, мы питаем, взрыхляем и насыщаем озоном вечности свою собственную внутреннюю ниву.
 

По следам Одиссея
 

Потом звучали стихи. Читали молодые артисты-охлопковцы Екатерина Константинова и Николай Стрельченко, а также актер-любитель из литературного театра «Слово» Антон Лухнев. Прозвучали «Назидание», «Пророчество», «Новый Жюль Верн», «Одиночество». Исполнители делились тем, как они пересеклись с великим стихомагом, чем он для них значим и притягателен. Главная приманка Бродского, по свидетельству ребят, даже не в глубине смыслов, которые порой остаются не до конца постигнутыми и расшифрованными, а в умении выразить непростые ощущения и необъяснимые чувства, которые рождает в нас жизнь. Отмечали также обаяние тонкой иронии, в которую поэт нередко окрашивает самые серьезные бытийные парадоксы. Квинтэссенция поэтического нерва Бродского – стихотворение «Осенний крик ястреба» — прозвучало с экрана в фантастическом исполнении заслуженного артиста России Алексея Девотченко.
 

Мы слушали, мы утопали в магической бездне идей и подтекстов, кружились по спирали преследующих друг друга метафор и аллюзий, взмывали на крыльях фантазии к сверкающим озарениям. И сердца наши обрастали крыльями и бились «с частотою дрожи».
 

Насущный «опыт борьбы с удушьем»
 

Но самое впечатляющее началось, когда собравшиеся перешли к дискуссии, пытаясь разгадать загадку небывалой популярности Бродского у сегодняшних представителей молодого поколения. Вал притягательности поэта мы можем наблюдать в социальных сетях. «Вконтакте», к примеру, ему посвящены 78 сообществ, самое крупное из которых насчитывает 250 тысяч подписчиков. Для сравнения, самая модная современная поэтесса Вера Полозкова имеет в своем активе только 37 сообществ, и самое населенное из них может похвастать 133 тысячами членов. Этот бум интереса к Бродскому, что он значит?
 

Размышления участников встречи были содержательны, порой неожиданны, но главное, невольно диагностичны по отношению к нынешнему социальному климату в отечестве. Вслушайтесь в эти голоса молодых.
 

— У большинства, наверное, сильна в нашем возрасте позиция отмежеваться от окружающего мира. Мы чувствуем себя другими, не солидарными со многим, что происходит вокруг. «Я не такой, как все». «Я не плоть от плоти этой безумной жизни». Этот мотив очень силен у Бродского. Может быть, в этом ключ?
 

— Бродский никогда у нас не был так популярен, как сейчас. И это, мне кажется, не только мода. Есть, разумеется, позеры, кому хочется причислить себя к аристократам, к высоколобым снобам. Эту потребность Бродский удовлетворяет вполне. Но все сложнее. Каждый раз, когда социальная жизнь давит на человека, человек пытается от нее как-то защититься, увернуться, убежать. Когда в огромном, холодном, агрессивном социуме тебе некомфортно, тревожно, ненадежно, хочется в ту самую «провинцию у моря». Мы сейчас привязаны к гиперактивному миру, где от человека жестко требуют этого ужасного слова «социализация» и еще более ужасного слова – «успешность». Хочется свернуться клубочком и укрыться одеялом, «не выходить из комнаты». Бродский помогает сбежать, он знает эти спасительные тропы. Где можно почувствовать себя отдельным от всех, отстраненным, недосягаемым.
 

— В мироощущении молодых, особенно подростков, нередко настойчиво звучит мотив смерти. Это явно выражено в субкультуре готов с их вампирической романтикой, в мрачном инфантилизме эмо, прячущих под челкой пол-лица. Вот они в сетях часто цитируют Бродского. Он им близок как что-то отвергнутое и непонятое.
 

— Я слушал исполнение стихов поэта под музыку, и, знаете, это странным образом показалось мне похожим на рэп. Одна современная группа в дабстепе исполняет стихотворение «Не выходи из комнаты», круто. Бродский теперешний, актуальный, насущный автор. Для меня лично его творчество – это насыщение потребности в путешествиях к чему-то неведомому и прекрасному, в пространство несметных образных богатств. Его безразмерный словарь, его метафоры и новые звучания, новые взаимодействия слов питают мое воображение, дают мне кислород, которого так мало в мешанине обыденных мелких смыслов.
 

— Стихи Бродского не вписываются в салонный формат, в привычное «поведение» классического поэта. Он запросто может ввернуть непристойное слово, и оно будет так органично, что мы даже не вздрогнем. Он разрушает устойчивые представления, ханжеские банальности, даже собственную поэтическую форму, где гармония и хаос как бы сливаются в каком-то невозможном танце. Все рушится. Мир не такой, с ним неладно что-то, он – антипод идеала. Вот этот, я думаю, нигилизм, этот горький скепсис очень сродни ощущениям молодежи.
 

— Да, но при всем этом сколько неподражаемого юмора у этого поэта, какая неотразимая сквозная ирония! Бродский – и провокатор, и смутьян, баламут. Он никого не отпускает от себя. Не дает вырваться из магии своих исканий и постижений. Не дает оставаться в спячке обывательского сознания. Бродский у каждого свой, после диалога с ним у каждого рождаются какие-то свои глубокие мысли.
 

— Он именно пилигрим. Одинокий, неустанный, следующий своей духовной цели. Он не заботится, чтобы мы шли за ним. Но нам хочется за ним идти, может, не всегда поспевая, плутая, спотыкаясь. Но что-то с душой происходит на этом пути.
 

А вот что писал сам Иосиф Бродский:

Гражданин второсортной эпохи, гордо
признаю я товаром второго сорта
свои лучшие мысли и дням грядущим
я дарю их как опыт борьбы с удушьем.

 

Наверное, открытие Бродского у российских читателей еще только начинается. Еще идти и идти вечному пилигриму по русской земле, опережая нас и увлекая за собой. Сколько еще впереди? Дискуссионный вечер в МТЦ при Иркутском драмтеатре только памятный привал на этом большом, негладком, небезопасном пути. На пути к свободе, цена которой всегда безмерна.

Автор: 
Марина Рыбак
25.11.2015