Будь в курсе
событий театра

Как Венгер приехал в Иркутск

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати
Виталию Константиновичу Венгеру 18 апреля исполнилось бы 90 лет. Народный артист России, Почётный гражданин города Иркутска, Почетный гражданин Иркутской области, лауреат Национальной премии «Золотая маска». В юбилейный день артисты Иркутского драматического проведут творческий вечер, посвящённый богатейшему актёрскому пути Венгера. 
 
"Глагол" в память об Актере с большой буквы публикует небольшой фрагмент из его книги "Судьбы моей столица", изданной в иркутском издательстве "Оттиск" в 2012 году.
 
Мое театральное студенчество в лучшем в ту пору специальном учебном заведении – Театральном училище имени Бориса Щукина при Государственном театре имени Вахтангова – закончилось в середине прошлого века. Встал вопрос трудоустройства. Мне, конечно же, хотелось попасть в театр Вахтангова и продолжить творческие контакты с моими бывшими педагогами – артистами прославленного театра, стать их молодым партнёром и под наблюдением своих бывших воспитателей начать первые шаги. Но стать счастливчиком выпало на долю однокурсника Миши Ульянова. Весь его внешний и внутренний облик соответствовал «молодому герою». Такое было время – голод на типажи социальных героев. В Ульянове природно было заложено мощное социальное начало, которое раскрывалось ещё в учебных актёрских работах. 
 
Я же слыл как характерный актёр, и молодые специалисты моего плана были не столь востребованы, по крайней мере в актёрских коллективах московских театров. 
 
Показы в двух театрах не увенчались успехом, были предложены места во вспомсоставе, это значит – ждать, когда заметят и дадут сыграть эпизод в массовке, заработная плата – меньше стипендии, и никаких перспектив.
 
Я оставил за собой право на свободный диплом. Потекли дни ожидания какого-нибудь подходящего счастливого случая. И он не заставил себя долго ждать. 
 
Как-то рано утром в квартире раздался телефонный звонок из театрального училища. Мне сообщили, что из Иркутска в Москву приехал руководитель театра – нужен выпускник-щукинец. Через день другой звонок из гостиницы «Москва», я был приглашен на разговор. Меня встретил тучный, невысокого роста, интеллигентный человек, отрекомендовавшийся главным режиссёром драматического театра: Виктор Яковлевич Головчинер. Он мало говорил, больше слушал, задавал вопросы. Я рассказывал о себе и родителях, об училище и педагогах, подробнее всего – о студенческих работах: на каком курсе что делал, что читал на приёмных экзаменах, какие московские спектакли видел, что больше нравилось и почему. Перед тем как мне уйти, он попросил всё хорошо обдумать, посоветоваться с родителями и только тогда дать окончательный ответ. 
 
– Меня пригласили в Иркутский театр! – сообщил я родителям. 
 
Маму известие не обрадовало. 
 
– Господи, куда же ты собрался, – сказала она в сердцах, – я такого города и не слышала. Достали географическую карту и наконец нашли Иркутск… рядом с озером Байкал. «Славное море, священный Байкал», – задумчиво-грустно произнесла мама. Эту – задумчиво-грустно произнесла мама. Эту песню пели в домашних застольях. 
 
Трудно было поверить, что моя биография продолжится так далеко от родного дома. 
 
Я отправил своё согласие приехать в Иркутский театр. И вскоре получил ответ от директора Осипа Александровича Волина: 
 
«Уважаемый тов. Венгер! 
 
Виктор Яковлевич передал мне ваше письмо. Постараюсь ответить на все интересующие вопросы. В августе мы уходим в отпуск. Начало нового сезона 10 сентября. К этому времени вам надлежит быть в Иркутске. Что касается материальной стороны, вам надо оформиться в отделе кадров Комитета искусств СССР, получить направление. По получении направления всё, что полагается вам, подъемные и т.п., переведём. Что же касается творческой работы, полагаю – не пожалеете и будете удовлетворены. Молодёжь у нас в почёте, если она талантлива. О получении направления сообщите. Уважающий вас О. Волин. 28 июня 1950 г.». 
 
Был август месяц. На Ярославском вокзале у моего вагона скорого поезда «Москва–Иркутск» было оживленно – собрались родственники, соседи по квартире, друзья и знакомые. Папка прихватил с собой аккордеон и играл без устали, мама слёзы проливала (месяц назад бабушку похоронили, единственный сын уезжает), московская квартира враз наполовину опустела. 
 
В атмосферу проводов внезапно ворвался сигнал отправления, и состав медленно заскользил вдоль перрона, оставляя позади провожавших. Перестук вагонных колес смешался с какими-то мелодиями, раздававшимися из вагонного радио. 
 
Вместе со мной в Иркутск ехал ещё один выпускник ГИТИСа, тёзка – Виталий Балагуров. Он проработал в Иркутском театре один сезон – судьба его здесь не сложилась. Окончил он с красным дипломом, но позитивного начала не проявил и уехал в Москву, как-то устроился в театр Ермоловой и, став секретарем партийной организации, получил звание заслуженного, и просидел там мой тёзка до конца своих дней. 
 
Сейчас, когда огромные расстояния покрываются за пять лётных часов, невольно вспоминаются долгие, утомительные дни вагонной жизни тех лет. В первые сутки было интересно проезжать города восточного направления, Свердловск, Пермь, Омск. Шли дни, и в дороге становилось жутковато, расстояние начинало пугать.
 
Наконец наступили долгожданные пятые сутки нашей дорожной жизни. Поезд подходил к перрону Иркутского вокзала, сбрасывая последние пары израсходованной энергии. 
 
Было раннее утро. В открытую дверь тамбура ворвался не по-летнему студеный, совсем не августовский воздух. Эти мгновения остались в памяти как особо волнительные. Вообще, прибытия у меня всегда вызывали какое-то праздничное состояние, независимо от средства передвижения. По перрону, рядом с вагоном, шел маленький человечек в телогрейке и кепке с большим козырьком, наполовину скрывавшей его лицо, на котором выделялся крупный сизый нос. Я и Виталий как-то сразу поняли, что это нас встречают. Позже мы узнали, что по телеграмме, поданной мною из Москвы, он знал номер нашего вагона. 
 
Поднявшись в тамбур вагона, он удостоверился, что мы из Москвы и приехали в театр. Человечек, постоянно шмыгавший носом и тяжело дышавший, отрекомендовался главным администратором театра – Михаилом Константиновичем Беликовым. Шмуток было так много, что нам троим с лихвой хватило на каждого. Юркий главный администратор, схватив два увесистых чемодана, отчего он показался нам ещё меньше, скомандовал: «Идите за мной! – и рванул вперед, ворча почти про себя: – Ничего себе набрал, будто целая семья приехала». В конце вокзала стояла полугрузовая эмка-пикап, часть салона переоборудована под кузов. Мы погрузили вещи, сами сели в кузов, а Михаил Константинович – рядом с шофером. Когда ехали через мост, от встречного ветра стало совсем холодно, почти как зимой. «Вот это климат, – подумал я, – середина августа, а холодрыга такая… А что же зимой будет?» Внизу, под мостом, необозримая Ангара, на ней лодки с рыбаками… Стелился утренний туман, и синяя вода будто кипела. Я вспомнил московскую вонючую Яузу и сравнил с этой сибирской мощью, за пять тысяч километров от столицы. Обидно за Москву стало, но радостно, что жить буду рядом с такой красавицей. 
 
Наш пикап несся по тихим улочкам города, пока ещё не- знакомого и далеко не родного. Наконец остановились у двухэтажного каменного здания. У центрального входа, перед первой ступенькой на асфальте, блестели медные буквы: «Коммерческое подворье». Поднимать тяжелые тюки и чемоданы нашему администратору мы с тёзкой не позволили, сами стаскали их в вестибюль гостиницы. Позже мы узнали, что название, выложенное медными буквами, осталось, но здание функционировало как актёрское общежитие.
 
В вестибюле у входа стояла обаятельная, улыбающаяся женщина лет пятидесяти. Она с интересом нас рассматривала, периодически подмигивая одним глазом. Я, признаюсь, почувствовал себя неловко, но старался как-то спрятать свой конфуз. 
 
– Вы, вероятно… Венгер… из Москвы? – обратилась ко мне дама, продолжая подмигивать глазом. 
 
– Вы угадали, – ответил я, приветливо улыбаясь, – меня зовут Виталий. 
 
– А я Вера Павловна… Мержинская, здешняя актриса… Ваш приезд кстати, мой муж режиссёр, он вас ждёт, чтобы ввести в спектакль на роль американского солдата. Зовут моего супруга Владимир Михайлович, фамилия Тихонович...
 
Через некоторое время Тихонович по договоренности с руководством театра ввел меня в «Голос Америки» на роль главного героя Вальтера Кидда, узнав, что эта роль была среди моих дипломных актёрских работ. В театре был организован просмотр в дневное время, а премьерный выход был назначен на выездной спектакль в Доме культуры авиазавода во Втором Иркутске. Впоследствии каждый третий спектакль был мой. А Владимир Михайлович стал моим первым крёстным режиссёром на профессиональной сцене.
 
17.04.2018