Будь в курсе
событий театра

Искренность и правда не устаревают

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Нынешний VI Всероссийский театральный фестиваль современной драматургии имени Вампилова совпадает с юбилейными датами -- 70-летием Александра Вампилова, 70-летием Валентина Распутина и 70-летием Иркутской области.
 

Депутат Государственной думы Сергей Дубровин -- о Вампиловском фестивале: 
-- Приходишь в театр, смотришь, как играют актеры, и не только иркутские, но и те, кто считает Вампилова лучшим представителем драматургии конца ХХ века, и задаешься вопросом: где же вы, молодые драматурги, для которых и проводится этот фестиваль? Мы каждый раз ждем и верим, что они появятся, а театры начнут их ставить. Мы потеряли хорошую систему учительства и подготовки кадров, не только актеров. Сегодня задача всех ветвей власти -- помочь возрождению театральной российской школы. Чтобы не ставили мы французов и американцев, а с большим пониманием относились к тем драматургам, которые пишут про нас. Чем хорош Вампилов? Он писал про людей, которые жили с ним рядом. И поэтому на спектаклях по его пьесам мы ловим себя на мысли, что видим иркутян в исполнении москвичей, уланудэнцев, кемеровчан, но все равно мы видим себя в тех героях, которые выходят на сцену. Пусть дни фестиваля пройдут плодотворно и станут для нас незабываемыми.
 

Площадь перед входом в Иркутский драматический театр преобразилась: трепещут на ветру флажки, а по центру возвышается куб, на гранях которого -- сцены из спектаклей, портреты актеров и, конечно, портрет Вампилова. Несмотря на резко изменившуюся погоду (еще накануне было лето, а в этот день, 15 сентября, грянула хмурая и холодная сибирская осень), театралов собралось много.
 

Церемония открытия началась с парада гостей и участников: под звуки марша прошли перед театральным зданием в сторону памятника драматургу Вампилову все, кто прибыл на фестиваль.
 

Назовем еще раз участников нынешнего фестиваля, и гостей, и хозяев. Это артисты Московского драматического театра им. А.С.Пушкина, Московского драматического театра им. М.Н.Ермоловой, Московского художественного академического театра им. А.П.Чехова, Государственного академического Малого театра России (Москва), Камчатского театра драмы и комедии, Архангельского областного молодежного театра, «Белого театра» Хабаровска, Театра для детей и молодежи Кемерово, Молодежного художественного театра Улан-Удэ, Государственного Бурятского академического театра драмы им. Хоца Намсараева (Улан-Удэ), Омского драматического театра «Галерка», драматического театра Братска, Иркутского областного театра юного зрителя имени А.Вампилова и Иркутского академического драматического театра им. Н.П.Охлопкова.
 

Было зачитано приветствие фестивалю от имени губернатора Иркутской области Александра Тишанина, в котором говорилось: «Репертуарная афиша фестиваля разнообразна, все спектакли пронизаны атмосферой вампиловской драматургии, распутинской прозы, несут высокие идеалы духовности и гуманизма, любви к человеку и веры в него. Фестиваль -- это праздник общения, новые открытия, творческие знакомства, серьезные размышления о будущем современного российского театра, который всегда был приверженцем традиций русского психологического театра. Выражаю надежду, что фестиваль пройдет успешно и станет важным событием в культурной жизни не только Приангарья, но и всей страны».
 

Народный артист России Владимир Андреев:
 

-- Есть события в жизни каждого человека, которые по многим параметрам определяют его жизнь, его философию. Много лет назад мы, ермоловцы, встретились с Александром Вампиловым. Когда я смотрю на это лицо, на эту фигуру, я думаю: что нужно, чтобы проявиться как человеку великому? Вот -- хрупкий человек и -- гений. Это не преувеличение, это так. И если тебе жизнь подарила встречу с таким человеком, пусть сегодня она окрашена светлой печалью, -- но если жизнь тебе дарила такие опоры, значит, ты ее прожил не зря.
 

Мне критики говорят: вот вы в свое время на московской сцене открывали Вампилова, а сегодня вы к нему не прикасаетесь… Действительно, в последний раз мы привозили сюда на фестиваль «Утиную охоту» в 1990 году, а до этого я 300 раз сыграл Зилова, а потом Кушака… А потом было время -- боялся ставить: а вдруг не получится? Но сегодня должен сказать: я снова работаю над произведениями Вампилова. Я зачитываюсь его записными книжками. И это удивительно -- как будто они написаны не вчера, а сегодня -- и на завтра. Столько мыслей, и острых, и грустных, дарящих надежду и веру. И как же это здорово, что мы снова оказались здесь, в Иркутске, и -- рядом с ним…
 

Ко всем собравшимся обратился директор фестиваля и директор ИАДТ им. Н.П.Охлопкова Анатолий Стрельцов:
 

-- Мне очень хочется, чтобы наш фестиваль был теплым. Мне очень хочется, чтобы зрители полюбили артистов так, как артисты любят зрителей. Очень хочется, чтобы Вампилов сдружил нас с Камчаткой и Омском, с Москвой и Петербургом, с Ригой и Кемерово, с Хабаровском и Архангельском… В этом, может, и заключается смысл жизни нашего братства и нашего фестиваля. Хочется, чтобы как можно больше иркутян увидели спектакли наших гостей, чтобы всем было тепло и уютно.
 

В знак того, что фестиваль открылся, в небо поднялись связки воздушных шаров. Когда они метались в руках людей -- это были просто шары. Когда они взлетели и поплыли в серые облака, они стали похожи на символ фестиваля -- желтые ягоды рябины. Такие же, как на тех ветках, что положили к ногам бронзового Вампилова иркутяне и гости фестиваля. Такие же, какие любил Александр Валентинович, а еще раньше -- Марина Цветаева. Горькие, но красивые, и главное -- родные…
 

А несколькими минутами позже на основной сцене драматического театра прозвучало: «Шестой Всероссийский театральный фестиваль современной драматургии. День первый».
 

И на сцену, то есть на веранду возле маленькой чайной, вышел старый эвенк Еремеев -- хорошо известный зрителю вампиловский персонаж из пьесы «Прошлым летом в Чулимске», и следователь Шаманов, и Валентина… Группа актеров Московского драматического театра имени А.С.Пушкина предъявила на суд зрителя свое видение событий этой пьесы и свое понимание ее героев. Постановку осуществил народный артист России Игорь Бочкин, он же -- исполнитель роли Шаманова.
 

Накануне этого дня на встрече с журналистами Игорь Бочкин, представляя свой коллектив и размышляя об этой своей работе, говорил:
 

-- Почему я решил поставить Вампилова (это -- режиссерский дебют Игоря Бочкина. -- Авт.)? Почему я мечтал об этой пьесе, а не о «Старшем сыне», не об «Утиной охоте» (которую я вообще не понимаю, если честно), но -- об этой? Мечта это действительно давняя -- мне кажется, что я хорошо понимаю эту пьесу. Мы ее играем чуть более динамично, чем она написана, все-таки прошло сорок лет, но мы гордимся тем, что мы не выбросили ни одного слова из вампиловского текста, ни одной запятой. Я просто дрался с артистами в кровь, чтобы все, что написано у Вампилова, было сохранено как есть, потому что это и есть наиболее точный вариант, и я добивался, чтобы и артисты в это поверили. Как это пройдет завтра -- вы сами увидите. Ведь театр -- дело живое: сегодня спектакль может пройти блистательно, а завтра серо и скучно. Но это действительно была мечта, мечта осуществилась, и я счастливый человек. И думаю, артисты тоже не жалеют, что им выпало работать в этом спектакле.
 

Игорь Иванович говорил, что смотрел несколько постановок этой пьесы, в том числе и в БДТ…
 

-- Неудачный спектакль! Не надо говорить, что у Товстоногова все спектакли были гениальными, и у великих артистов может быть «непопадание» -- это был чудовищный спектакль под названием «Чулимск», ужасные работы великих артистов.
 

-- Согласны ли вы с утверждением, что Вампилов сегодня возвращается на театральные подмостки? И если да, то -- почему это происходит?
 

-- Я скажу одно: не много вы найдете пьес, где было бы девять почти равнозначных ролей. Мало. Есть всегда заглавная роль -- и второстепенные. Здесь -- несколько ролей, и каждый персонаж несет такую огромную смысловую нагрузку! Вот, опять же, все почему-то говорят больше об «Утиной охоте», но ведь последняя пьеса Вампилова -- именно «Прошлым летом в Чулимске». Значит, он что-то не договорил, с тем же Зиловым, раз он решил написать пьесу об этих девяти, которые на этом маленьком пятачке встречаются, и молодая девочка заставляет взрослого дядю совершить поступок.
 

-- Для меня важной оценкой было отношение к спектаклю моего сына. Когда он его смотрел -- он так плакал! -- говорит заслуженная артистка России Ирина Бякова, которая работает в этом спектакле в роли Анны Хороших. -- Мне как раз страшно было, что они, нынешние молодые, будут воспринимать это не на одном дыхании с нами. К счастью, это оказалось не так. И мне кажется, что это самое необходимое. Все-таки развлекательного у нас гораздо больше. А здесь мы обращаемся к тому, что является душой, поисками ответов на важные вопросы…
 

-- Вы говорите, долго выбирали пьесу… А сложно сегодня с современной драматургией? Есть имена, которые можно ставить?
 

-- Мы искали материал, который интересен.
 

-- В продолжение вопроса: ваш творческий руководитель Роман Козак входит в состав жюри конкурса современной драматургии «Действующие лица», так что перед ним проходит столько материала… Так есть среди них новые драматурги?
 

-- Он меня уверяет, что читает очень много, но вот -- пожалуйста: театр имени Пушкина на данный момент репетирует четыре спектакля, и все переводные. Мы сейчас выпускаем Вуди Алена, репетируем Пиранделло, и так далее. Очевидно, нет ничего интересного. Новое поколение ищет новые формы… -- Новые формы или новое содержание?
 

-- Все повторяется, и порой невозможно понять, что они ищут, что для них важнее…
 

-- Приходилось ли вам раньше работать на этой сцене?
 

-- Это было достаточно давно, но мы целый месяц были у вас на гастролях, -- говорит заслуженный артист России Валентин Буров. -- И мы прекрасно проходили, потому что зритель у вас потрясающий, город театральный, не знаю, как сейчас; традиции театральные у вас глубокие. И многие актеры, которые вышли из этого театра, потом появились в Москве -- и успешно работают.
 

-- Почти одновременно с вами пошел спектакль по этой же пьесе Вампилова в Вахтанговском театре… Не смотрели?
 

-- Посмотреть не удалось, но после того, как мне сказали, что Ольга Михайловна Вампилова через семь минут ушла из зала, я думаю, что все равно посмотреть это надо. Интерес есть, и это другие люди, другая постановка, и не важно, что один и тот же материал.
 

-- Что хотелось сказать людям этим спектаклем?
 

-- Мне кажется, это настолько ясно… О любви так мало пьес, и так хочется, чтобы любовь была. А здесь, кажется, все любят, все страдают от любви. И когда вдруг человек с этим соприкасается…
 

-- Наверное, я отношусь к молодому поколению, но мне было гораздо интереснее участвовать в этой работе, нежели в постановках современных пьес, -- говорит исполнительница роли Валентины Наталья Рева. -- Я, например, играла в спектакле «Подземный бог» и даже не могу вспомнить автора… Это самый большой для меня подарок, что Игорь Иванович пригласил меня на эту роль. Мне было очень интересно работать с таким материалом. Отсутствие пошлости и искренность чувств и стремлений, возможность их донести до зрителя, передать все это.
 

Итак, фестиваль стартовал, зрители увидели первые спектакли. Вампилов на основной сцене, Сароян и Артемов -- на камерной (здесь в первый день работали артисты с Камчатки -- спектакль назывался «Эй, кто-нибудь!»).
 

К моменту выхода газеты пройдут новые события фестиваля -- спектакли и круглые столы, актерские капустники и читки новых пьес. Об этом мы расскажем позднее.

Автор: 
Любовь Сухаревская
18.09.2007