Будь в курсе
событий театра

Играть и жить. Семинар В.М. Фильштинского для молодых актеров

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Основные идеи Станиславского звучали 12 сентября 2013 года не только на Круглом столе среди театральных критиков, но и в учебном классе.

Репетиционный зал Академического театра собрал театральных педагогов, студентов Театрального училища и Театрального института им. Бориса Щукина, молодых артистов Охлопковского театра на семинар Вениамина Фильштинского.

Итак, аудитория разделилась на две театральные команды: 12 человек из театрального училища и 9 человек – студенты-щукинцы. Первое упражнение – знакомство. Запомнить друг друга по именам, затем запомнить, кто как одет. И сразу – вопрос в зал: зачем это артисту?

- Концентрация!
- Внимание к деталям!
- Тренировка памяти!
- Внутреннее видение!
- Развитие воображения!

---------------------------------------------------
Вениамин Михайлович Фильштинский – профессор, заведующий кафедрой актерского искусства Санкт-Петербургской Государственной академии театрального искусства, заслуженный деятель искусств России, лауреат международной премии Станиславского.
---------------------------------------------------

 

«У артиста должно быть такое внимание к воображаемому объекту – ого-го! - объясняет профессор. - Гамлет говорит про отца, который его не оставляет, которого он видит «в очах души моей». Так как Гамлет знает отца? Видеть то, о чем говоришь – это профессия артиста. Ты должен так видеть, чтобы вместе с тобой видел зритель. Я смотрю на Гамлета лишь первые пять минут, изучаю его, декорацию... А потом я смотрю на то, чего нет: я вместе с Гамлетом разглядываю его отца, я вместе в Гамлетом рассматриваю Виттенберг, где он учился, я вместе с Гамлетом смотрю театральное представление. Через некоторое время зритель не смотрит преимущественно на артиста – большая часть зрительской энергии идет на рассматривание того, чего нет. И весь театр, все наше искусство состоит в рассматривании того, чего нет. Это искусство воображения, которым мы заражаем зрителей!»

Вопросы-советы-упражнения, горящие глаза студентов, кураж педагога:
 - С чего начинается день артиста? Попробуйте что-то красивое увидеть утром, удивительное и красивое. Зачем?  Артист со зрителем делится красотой. Что с вами происходит, когда вы видите красивое?

Ребята включаются, чуть перебивая друг друга, версии-версии, кто-то произносит: «Чтобы было на душе светло!»

«Театр существует для того, чтобы когда зритель уходил после спектакля, на его душе было светло, чтобы зрителю хотелось жить, - продолжает Вениамин Михайлович. – И это основы этического учения Станиславского. Хотя, вы скажете, финал «Гамлета» - восемь трупов, и после такого хотеть жить…  Весь фокус в том, что если спектакль настоящий, возвышенный, то зритель уносит с собой не только то, что Гамлет погиб, а то, каким он был, что были такие люди как Гамлет, и существуют такие люди как Гамлет. И четыреста с лишним лет он всё выходит и выходит на сцену».

Так началось погружение молодых артистов в мир Станиславского. Была затронута не только этика великого театрального мыслителя, но и изобретенные им технологии – «как бы» не играть в театре. Don’t act! Но как? Но что тогда?

- Жить!

Как этого добиться, как не играть на сцене, что значит пропустить через себя, как соизмерять с жизнью?

И уже не профессор, а студенты, погружаясь в тренинг, начали  искать ответы на вопросы, в которых на одной плоскости стоит «играть», а на другой – «жить».

Семинар продлится до 15 сентября.

Фотографии Анатолия Бызова.


 

14.09.2013