Режим для слабовидящих Обычный режим

цвета сайта:

размер шрифта:

Гастроли – это ощущение праздника

Версия для печатиВерсия для печати
До знакового выступления на сцене Малого театра в Москве остаются считанные дни. Почти 40 лет артисты Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова не выходили на эту прославленную сцену. Но теперь настал час вновь показать себя искушенному столичному зрителю. В преддверии показа «Прощания с Матёрой» своими ощущениями от предстоящей поездки поделился исполнитель роли Павла заслуженный артист России Степан Догадин.
 
- Степан Федорович, как Вы считаете, московский зритель поймёт эту постановку? Тронет ли «Прощание с Матёрой», написанное, фактически, о сельской жизни, сердца жителей большого города?
 
- Мне кажется, в зале будет много бывших иркутян, живущих сейчас в Москве, или тех, кто в свое время учился в Иркутске. Поэтому, конечно, эта тема им будет близка. Да и увидеть родные лица на сцене будет радостно. Но самое главное - Распутин всегда затрагивает вещи, которые должны попадать в поле зрения любого театра: отношения отцов и детей, отношение к Родине, любовь к Родине. Эти мотивы будут близки в любом обрамлении. Будь то крестьянская тема, истории про город или что-либо еще. Вот именно поэтому классиков называют классиками – они поднимают актуальные во все времена темы. У Распутина это есть. Тема потери корней актуальна для каждого человека, живущего в любой точке мира. Поэтому я даже не сомневаюсь, что спектакль произведёт впечатление на людей.
 
- Если верить Распутину, то человеческий род – это нитка с узелками, одни распускаются, умирают, чтобы завязывались новые. Старуха Дарья, понятно, узелок, который уже вот-вот распустится, её внук Андрей – новый узелок. А Ваш персонаж, Павел, где-то по середине, промежуточное звено в этой цепи. Что Вы о нём можете сказать? Он близок Вам? Как Вы к нему относитесь?
 
- Роль, конечно, небольшая, но значимая. Распутин её подавал больше во внутренних монологах персонажа. Мы с режиссёром Геннадием Шапошниковым ее из этих монологов выписывали, переводили их в прямую речь.
 
Скажу так: мне сельская тема немного чужда, потому что я городской житель, родился и вырос в городе. Распутин всё же изображал деревенский быт, законы, обычаи. Но он поднимал вечные темы. В этой повести всё гораздо глубже. И эта роль – интересный опыт для меня.
 
Павел мне близок тем, что мы примерно одного возраста. Он любит свою мать, любит жену, детей. В этом мы похожи. И что интересно, в его образе есть конфликт, а для артиста это важно. В конфликте довольно любопытно существовать. У Павла конфликт с самим собой: человек застрял между прошлым и будущим. Он оказался между людьми, которые уходят, и теми, кто придёт на их место. Старшее поколение думает, что правы они, молодежь уверена в своей правоте. В действительности, правы и те, и другие. А Павел не может примкнуть к старшему поколению и к молодежи уйти тоже не может. У него нет будущего. Когда я строил роль, я понял, что он потеряется. Он остается в тумане.
 
- Что чувствуете перед московскими гастролями? С каким ощущением собираетесь в поездку?
 
- Любые гастроли - это волнение. Мне нравятся они тем, что как только начнётся спектакль, со зрителем мы чувствуем себя одним целым. Это потрясающее ощущение. Оно бывает только на гастролях, когда не знаешь публику. Начинаешь трепетно относиться к партнеру, ловить каждую его реплику. Дома мы можем себе позволить шептаться за кулисами. А здесь, я уверен, за сценой будет гробовая тишина. Мы будем слушать друг друга.
 
Гастроли – это ответственность. Тем более, что Малый театр – легенда. Я там никогда не был, а уж тем более за кулисами. Поэтому для меня эта поездка – ощущение праздника.
Фото: 
Анатолий Бызов
12.10.2017