Будь в курсе
событий театра

Евгений Попов: «Мой театр…»

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

 

Евгений Попов человек не публичный, скромный. «Я не люблю интервью. – Мне кажется, что каждый человек на своем месте должен доказывать что-то делом, а не слова говорить», - считает Евгений Иванович. И доказывает. Весь день его проходит в трудах: утром – на прогоне, днем – за швейной машинкой в декораторском цехе, вечером – на спектакле. Но 24 июля ассистент режиссера Евгений Попов отложит все свои дела и пригласит друзей на праздничный юбилейный вечер.
 
Вся жизнь Евгения Ивановича, как и у большинства давних работников театра, с детства связана с искусством. «Родом я из Усолья-Сибирского. Когда учился в школе, во Дворце Культуры активно занимался самодеятельностью. Помню, мы играли сказку «Аленький цветочек», где я был Кикиморой. Конечно, перед премьерой очень волновался, только о роли и думал. И вот идет спектакль, а из зала внезапно доносится крик ребенка: «Смотрите, смотрите, у Кикиморы часы на руках!». Забыл снять» (смеется).
 
В 1975 году, по окончании 8 классов, безумная любовь к театру привела Женю Попова в Иркутское Театральное Училище, где курс набирали легендарные Борис Самойлович Райкин и Людмила Александровна Темиряева. «Училище для нас было дружной семьей. – Рассказывает Евгений Иванович. – Мы окончили его в 1979 году, после чего большую группу сокурсников взяли на работу в Иркутский драматический театр им.Н.П. Охлопкова. Двое из них и сейчас работают в нашем театре – актер Александр Ильин и заслуженная артистка России Татьяна Двинская. Меня же пригласили в Иркутский ТЮЗ. Конечно, поначалу было трудно начинать свою актерскую деятельность без привычной поддержки друзей, но радовало то, что сразу дали одну из главных ролей в спектакле по рассказу Геннадия Михасенко «Милый Эп», где моим партнером был великолепный актер Олег Мокшанов (сейчас живет и работает во Франции)».
 
Настоящие жизненные «университеты», как считает Евгений Иванович, для него начались с армии: «Служил в Читинской области. Первые полгода учили водить танк, но так как в технике совершенно не разбираюсь, ничего не вышло… Потом меня отправили в деревню под Улан-Уде, где сразу (актер ведь!) забрали в духовой оркестр. Сначала учился играть на альте, потом на барабане, но, видимо, музыкантом мне тоже не суждено было стать - оставили в качестве ведущего. Под конец службы меня перевели в Читу в ансамбль песни и пляски Забайкальского округа – петь в хоре. Мы постоянно ездили на гастроли по различным военным частям - служба получилась очень своеобразной».
 
Однажды руководитель ансамбля дал задание распространить по городу билеты на концерт. В одной из библиотек Евгений познакомился с помощником режиссера Читинского драмтеатра. Вскоре с ним захотел встретиться главный режиссер Александр Славуцкий, который уговорил молодого артиста работать здесь. И вот в 1981 году по окончании службы в армии Евгений Попов оставляет ТЮЗ, Иркутск и уезжает в Читу.
 
«Мне дали роль Труффальдино в спектакле «Любовь к трем апельсинам», – Вспоминает Евгений Иванович. - постановке очень экстремальной: нужно было и жонглировать, и ходить на ходулях, и это при том, что цирковыми талантами я не обладал. Сейчас смотришь, молодые артисты и крутятся, и вертятся, кажется, все что угодно сделать могут. Мы в то время были немного другими. Не хочу никого обидеть, но мне кажется, что в артистах нашего поколения больше воспитывалась внутренняя актерская работа, сегодня же много внимания уделяется внешней форме, а от этого уходит духовная «глубина»…».
 
Он был активно занят в репертуаре, но отношения с главным режиссером складывались не очень удачно. Человек характера необычайно теплого, мягкого и уютного, Евгений Иванович тяжело переживал грубость: «Я по натуре неконфликтный и не люблю ругаться, когда оскорбляют, сразу в душе замыкаюсь. Мне кажется, что от этого можно и умереть. Наверное, так понемногу духовно и умирают».
 
На гастролях в 1982 году Евгений Иванович впервые побывал во Владивостоке – город понравился безумно! Недолго думая, уволился и уехал во Владивостокский Театр Ленинского Комсомола, где артисту устроили грандиозный просмотр: и читал, и пел, и на гитаре играл. В труппу взяли, но из-за проблем с жильем из Владивостока тоже пришлось уехать.
 
«Я по Гороскопу Лев, а родился в год Крысы. Лев, как известно, хочет крысу поймать и рассчитаться с ней, но та постоянно убегает. Вот и в жизни у меня наблюдаются такие виражи: то я в театре работаю, то в ресторане. Вроде бы совершенно разная деятельность, но меня все время тянуло либо туда, либо сюда». В 1983 году Евгений Попов решил завершить актерскую карьеру и уйти в ресторанный бизнес. «Мама мне говорила, что у нас никто из родственников в торговле не работал, и я не смогу. Смог». Полтора года Евгений Иванович проработал официантом в «Интуристе», потом в «Аэрофлоте» и кафе «Алмаз». Для творческого развития, как ни странно, возможностей и тут было немало. «Актер – тот же психолог, он изучает душу человека. Я не только обслуживаю, но и наблюдаю, провожу своеобразный эксперимент: в этой работе все амбиции нужно убрать далеко-далеко, а при таком общении с клиентом сразу чувствуешь, что человек из себя представляет».
 
В 1985 году рестораны стали закрываться – началась антиалкогольная кампания. Однажды к Евгению Попову зашел однокурсник Александр Ильин и рассказал, что в Иркутском драматическом театре есть вакансия помощника режиссера. Так с 1986 года жизнь Евгения Попова прочно связана с творчеством Иркутского драматического театра им. Н.П. Охлопкова.
 
Нельзя сказать, чтобы и здесь все было гладко. В 1995 году Евгения Ивановича пригласили работать в кэмпинг-отель «Елочку», но эта история продолжалась недолго, и, в конце концов, он понял, что с торговлей у него действительно ничего не получается.
 
«Пришел обратно к директору театра Анатолию Андреевичу Стрельцову, и узнал, что мое место уже занято. К счастью, при нашем разговоре присутствовала заслуженный работник культуры Людмила Кардашова, заместитель директора по производственной части: «Вот если бы ты, Женя, умел шить…». А я умею: у меня мама была портнихой и все эти навыки еще в детстве передала. С тех пор с удовольствием шью мягкую декорацию для сцены. Это от мамы – потому это занятие и взбадривает, придает жизненный тонус. Мама у меня была понимающей и требовательной, именно от нее пошла эта закваска – трудиться, трудиться, трудиться. Потому, когда шью, от меня уходит все плохое. За четырнадцать лет работы (как сам себя зову) швеей-мотористкой, столько было поставлено спектаклей и столько всего для них придумано! Самое интересное в этой технической работе, что она тоже подразумевает в себе творчество. Иногда художник придумает такое, что мы за голову хватаемся, не зная как это все реализовать: нужны и особые выкройки, и чертежи, и шитье. Но, слава Богу, как-то выходим из положения и сам процесс всегда очень интересен. Хочу выразить благодарность Людмиле Васильевне Кардашовой, у нас с ней сложился хороший технически-творческий союз (улыбается). Очень признателен Анатолию Андреевичу Стрельцову, не зря мы зовем его «папой»: и в горе, и в радости бежим к нему. Это человек, который много отдает людям и во всем помогает».
 
Сейчас Евгений Попов снова работает ассистентом режиссера и иногда играет небольшие роли в спектаклях «Гамлет», «Трое на качелях», «Наш господин Чичиков», «Соловьиная ночь»: «Я счастлив, что есть такая возможность, правда, в последнее время на тексты памяти не хватает, поэтому прошу роли без слов. В «Гамлете» я играю Озрика, у которого, слава Богу, текста почти нет (улыбается). Вообще, здесь я счастлив, дай Бог сил и здоровья, чтобы и дальше мог работать только в моем театре».
 
Евгений Иванович ни о чем не жалеет и очень рад, что все было так, как было, зато он общался с интересными людьми, бывал в красивых городах, играл в таких разных театрах. Во время нашего разговора от него ни разу не прозвучало обвинение, не проявилась старая обида или хоть какое-нибудь неуважение к людям, с которыми работал, общался… Этот человек умеет быть благодарным буквально за все, ценить свое прошлое, помнить дорогих сердцу людей и говорить «спасибо» - качества, в наше время практически утраченные.
 
«Смысл жизни для меня сейчас заключается в моем сыне Антоне: хочется, чтобы у него все сложилось хорошо. – Делится Евгений Иванович. - А еще хотелось бы, чтобы люди больше любили друг друга. В нашем жестоком мире все решают деньги, но они не должны быть основой отношений, творчества. Побольше бы душевной теплоты между людьми, заботы и уважения, тогда и жить будет немного легче…». Надеемся, что Ваше желание обязательно исполниться. С Днем рождения, Евгений Иванович! Здоровья, энергии и творческих открытий!
Автор: 
Ольга Олекминская
24.07.2010