Будь в курсе
событий театра

Еще раз о любви, семье и верности

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати
Сегодня на Основной сцене состоялась репетиция спектакля «Поминальная молитва» Г. Горина под руководством режиссера-постановщика заслуженного деятеля искусств России Олега Пермякова. А уже 24 мая охлопковцы выйдут на сцену с этой постановкой, чтобы поздравить исполнителя главной роли Тевье-молочника заслуженного артиста России Степана Догадина с юбилеем.
 
«Иудей, православный... И какая разница, если человек беден и тянет свою телегу...», – произносит герой Догадина Тевье. Всю жизнь он трудится, чтобы дать дочерям то, чего никогда не было у него самого – спокойной, сытой жизни. Образ человека, тянущего свою телегу – это ли не пример главы большого семейства, который несет на своих плечах и радость, и горе семейное? И правильно Тевье говорит, что у бедных людей и беды общие. Где заработать денег для семьи, как удачно выдать дочерей замуж и жить в согласии и гармонии, не выживая, а именно живя так, как хочется, – вот что, в первую очередь, волнует главного героя. 
 
Охлопковцы показывают нам свое видение еврейской семьи, с ее особыми нравами и обычаями. Интересная здесь и жена Тевье Голда (актриса Анастасия Пушилина) с ее напевными речами, всеобъемлющей заботой и необыкновенной добротой и пониманием. Она – хозяйка дома, хранительница очага. В героине Пушилиной сразу угадывается материнское начало, что знакомо и близко каждому с детства.
 
К старшей дочери Тевье, Цейтл (артистка Екатерина Константинова), с помощью новоявленного свахи, родственника семьи Менахема (артист Иван Гущин) сватается старый владелец мясной лавки Лейзер-Вольф (заслуженный артист России Яков Воронов). И тут перед Тевье встает вопрос: заставить дочь выйти за нелюбимого, но обеспеченного человека, либо позволить ей быть с бедным портным, которого она так любит? Тевье, как он сам говорит, русский человек еврейского происхождения. По своей натуре он добрый, поэтому позволяет дочери действовать так, как велит сердце. И действительно, у Тевье русская душа – широкая, щедрая, бескорыстная.
 
Наступает и переломный момент в судьбе семьи Тевье, да и в жизни всей деревни Анатовки. Доносятся первые новости о мятежах, о революции. Говорят, не избежать погромов. И как раз на самое радостное событие – свадьбу Цейтл и Мотл (артист Сергей Дубянский) – приходится страшный погром. «Гнев народа священен», – произносят «посланцы» революции и разрубают маленький дом, в котором до этого так уютно горел свет, и было столько любви и тепла. Разрушается старый мир, порядок. Всем евреям приказывают убираться с земли, на которой они живут вот уже не первое поколение. Куда идти? Неизвестно. 
 
У Тевье свой взгляд на происходящие события: «Чужое поделить невелика премудрость, а ты попробуй свое отдать». Он предвидит, что эта кровавая бойня ни к чему не приведет, как и отбирание чужого. Что остается человеку, когда ему неоткуда ждать помощи? Только обращаться к Богу. Разговоры Тевье с Ним – сугубо личные, честные, порой ироничные, а порой затрагивающие самые серьезные темы.
 
Вторая дочь Тевье Годл (актриса Зоя Соловьева) влюбляется в студента Перчика (артист Николай Стрельченко), которого вот-вот будут судить. Тевье, скрепя сердце, позволяет идти дочери за ним, потому что он, как никто другой, знает – без любимого человека рядом и жизнь не та. Узнав о любви третьей дочери Хавы (артистка Кристина Разумова) и русского парня Федора (актер Глеб Ворошилов), Тевье сталкивается, наверное, с самым большим внутренним конфликтом: как он, на фоне революционных настроений, когда их выгоняют из дома, может разрешить дочери выйти за «чужака»? Конечно, избранник Хавы не виноват, ведь, как он говорит: «Моих там не было, мои в погромах не участвовали». Так оно и есть: в Анатовке и украинцы, и евреи, и русские всегда жили мирно, не деля друг друга на «свой-чужой». В отчаянии Хава сбегает из дома и обращается к единственному человеку, который может помочь ей в этой ситуации, – к батюшке. Ее крестят, и Тевье отказывается от дочери. «Бог один, но дороги к нему разные», – говорит поп. И, может, это только мы делим мир так, как нам удобно, на евреев и не евреев, на правых и не правых, на тех и других?  
 
И тут происходит, наверное, самое страшное, что только могло произойти с Тевье, – умирает его любимая жена. Голда помогает родиться ребенку Цейтл, отдав ему все свои жизненные силы. Голда понимает, что ее смерть уже близко, и старается отдать этому миру все, что может. 
 
Тевье и его семье, в конце концов, приходится уезжать. Возле их дома растет дерево, которое посадил еще отец Тевье. В отчаянии герой порывается срубить его. «Зачем дереву жить, если у него нет листьев и ветвей?», - восклицает молочник. Однако он не делает этого. Его дочери счастливы, жизнь идет своим естественным чередом, и в такое нелегкое время он в состоянии сохранить семью. Поражаешься, как герои спектакля даже в таких непростых обстоятельствах способны улыбаться, продолжать любить друг друга и радоваться любой мелочи.
 
«– Почему все смеются?
– А что еще остается делать?»
 
Остается именно так относиться к жизни и ко всему происходящему в ней, как относятся к этому герои «Поминальной молитвы». С житейской мудростью, с иронией, с добротой и любовью к людям. Видеть ее красоту, стойко переносить невзгоды, и ни при каких обстоятельствах не терять главного – человечности.
 
Автор: 
Алёна Шевлякова
22.05.2018