Режим для слабовидящих Обычный режим

цвета сайта:

размер шрифта:

«Думая об Иркутске, всегда вспоминаю Александра Вампилова…»

Версия для печатиВерсия для печати

В ноябре исполняется 45 лет со дня премьеры первого в истории мирового театра спектакля «Старший сын» по пьесе Александра Вампилова (1969 г.), которая состоялась на сцене Иркутского областного драматического театра им. Н.П. Охлопкова, режиссёр Владимир Симоновский. В преддверии этого юбилея 29 сентября в Культурном центре имени Александра Вампилова состоялась творческая встреча иркутян с первым исполнителем роли Бусыгина, народным артистом России Вадимом Лобановым.
 

В своё время артист преподавал в Иркутском театральном училище, сегодня же Вадим Владимирович заведует кафедрой театрального искусства Санкт-Петербургского государственного университета. На встрече Вадим Лобанов читал Бродского и Рубцова, рассказывал о своей творческой и педагогической деятельности, о том, как попал в наши края, какое впечатление на него произвёл Иркутск того времени:
 

Я ощутил особенность атмосферы города в конце 60-х годов, возможно, это духовное наследие декабристов… а вообще, смотрите, кого земля рождает: Александр Вампилов, Валентин Распутин, Владимир Гуркин, Марк Сергеев! Мне в Иркутске было хорошо: здесь работал мой старый знакомый – режиссёр Володя Симоновский, поставивший «Старшего сына». Кстати, он звонил мне перед отъездом сюда и просил передать всем привет и поклон.
 

Я сыграл этот спектакль 218 раз и в большинстве из них в паре с заслуженной артисткой России Еленой Мазуренко. Помню, Гена Марченко (исполнитель роли Васеньки) говорил: «Так неудобно: мы до сих пор играем «Старшего сына»! Я выхожу на улицу, а мне дети говорят: «Здравствуйте, дядя Васенька!». У меня же был такой случай: когда репетировали сцену с Ниной, я резко и раздражённо говорил о курсанте Кудимове: «Наверное, он большой и добрый» и так далее. Саша Вампилов сидел в зале и вдруг говорит: «Да не топчи ты его так. Не топчи. Он же тоже человек». И я стал мягче играть тот эпизод. А иногда он с удивлением говорил: «Я об этом вроде не писал…». Понимаете, сила его таланта была так велика, что он создавал пьесу с определённым замыслом, а подтекст, подспудный смысл, о котором драматург и не подозревал, вдруг выявлялся из материала и обогащал его работу.
 

Мы не понимали, что он гений, для нас Саня Вампилов был просто, хорошим товарищем. Летом 1971 года театр уехал на гастроли в Волгоград и Саратов. Утром 18 августа мне позвонили и рассказали о том, что случилось несчастье. В тот день мы должны были играть сотый спектакль «Прощание в июне». У нас была репетиция и, когда Георгий Шипунов, исполняя роль Гомыры, говорил: «Вася такой парень!», – всё, слезы подступали к горлу и мы не могли дальше работать. Вечером после спектакля зрителям сообщили о том, что драматург пьесы, которую они только что посмотрели, вчера безвременно погиб. Весь зал тотчас поднялся. В полном молчании прошло несколько минут и после этой паузы – шквал аплодисментов…. Когда думаешь об Иркутске, всё время возвращаешься к имени Александра Вампилова.
 

Общие воспоминания, общая молодость и вдохновенный труд. Заслуженная артистка России Тамара Панасюк, первая исполнительница роли Макарской в спектакле «Старший сын» в завершение встречи сказала своему коллеге и другу очень тёплые слова:
 

Как бы ни жили, куда бы ни ездили, в сердце всегда есть уголок, в котором мы храним память о родных местах. Этот город, где тебя действительно любили, где мы много шкодили, плакали и смеялись, – помнит тебя. Говорят, в такие места надо возвращаться. Потому, если будет возможность, приезжай сюда чаще. 

30.09.2014