Будь в курсе
событий театра

Драматический театр на родной земле Распутина

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

С 13 марта по 16 марта, в Дни памяти В.Г.Распутина Иркутский академический драматический театр им. Н.П.Охлопкова отправился на гастроли в пос.Усть-Уда и с.Аталанка. Но начались они не со спектакля, а со встречи с местным населением Усть-Уды. Театр готовится к постановке распутинского «Прощания с Матёрой» и за вдохновением обратился к жителям, пережившим затопление деревень и лично знавшим Валентина Григорьевича.
 

Этот разговор стал открытием для иркутских артистов. Соседи, друзья и родственники писателя рассказывали о жизни прототипов героев из его произведений, о покинутых местах, таких, как Матёра. Удивительно, что люди, о которых писал Валентин Григорьевич, существовали. Был такой человек, как Богодул, он так же говорил: «Кур-рва», ходил босиком, сверкая ороговевшими пятками. Не выдумал автор и природу, среди которой вырос. К примеру, тот «Царский листвень» из «Прощания с Матёрой» на самом деле существует, но растёт в одном из сёл возле Усть-Уды. Его действительно нельзя ни спилить, ни поджечь.
 

«Какие типажи: мудрые глаза, лица в морщинах, натруженные руки, - говорил потом заслуженный артист России Степан Догадин. - Про них мы играем спектакль «Последний срок»! Хочу отметить монолог Ивана Кузьмича Вологжина — родственника Распутина. Человек не пишущий и не творческий, но как хорошо рассказал о своей жизни! Замечательная встреча и люди, я рад, что попал сюда».
 

На следующий день в зале Усть-Удинского дома культуры театр представил зрителям спектакль «Последний срок» по повести Валентина Григорьевича. Несмотря на необычную обстановку, декорации отлично вписались - даже половицы сцены были под цвет деревянной мебели. Между артистами и зрителями чувствовалась невидимая связь. Зал реагировал на каждое движение героев. Люди плакали и смеялись, было заметно, что эта живая реакция воодушевляла актёров.
 

Многим усть-удинцам знакомы элементы декорации – они рассказывали, что их дома были обустроены точь-в-точь так же. Знакомы и типажи героев - говорит одна из зрительниц Ирина Улидова: «Таких бабушек я слышала и видела. Это всё до боли родное. Артисты передали настроение людей, которые чувствовали себя брошенными и виноватыми перед родителями».
 

На третий день театр отправился в Аталанку, деревню, где родился Валентин Григорьевич. Кажется, что время здесь остановилось. В магазинах до сих пор продаётся махорка. Люди отсюда уезжают, повсюду стоят оставленные дома без окон и дверей. Зато избы построены ровно по линейке, ещё сам автор так описывал новые посёлки в «Прощании с Матёрой».
 

Спектакль «Последний срок» сыграли в спортивном зале школы. Поначалу зрители приняли гостей настороженно, даже стеснялись занимать первые ряды в импровизированном «зрительном зале». На третьем ряду сидела девочка девяти лет. Она всё отворачивалась от сцены, редко поглядывая на умирающую Анну. Оказалось, она, поверила, что бабушка умирает на самом деле и потому боялась. Во втором действии первые ряды уже оказались заняты.
 

Жителям Аталанки история «Последнего срока» знакома. Сама местность оторвана от мира, как Старуха Анна от дочери Танчоры. «Когда к нам на «Вампиловский фестиваль» приезжают коллективы из других стран и городов, они с трепетом относятся к своим героям в спектаклях по пьесам Александра Вампилова, потому что понимают - здесь жил, работал сам драматург. Мы тут испытывали такое же волнение, потому что работали на родине Распутина, - рассказывал заслуженный артист России Владимир Орехов. - И люди для которых мы играли - живые прототипы персонажей из его произведений».

Фото: 
Анатолий Бызов
Автор: 
Ольга Харнутова
25.03.2016